Лето для членов клуба «Гео» гимназии не только сезон отдыха, а время для новых исследований и открытий. В этом году летнюю этнографическую экспедицию мы начали с прекрасного, большого, изумительного по красоте природы, богатого историей села Сараши.
В связи с 300-летием Сарашей наши встречи, беседы, исследования в первую очередь были посвящены поискам сведений по истории села. Мы познакомились со многими знатоками истории села, обычаев предков. Этот материал об одном из них – об Аухате-абый Субакове. Аухат Ахматгалиевич Субаков родился в феврале 1931 года в селе Сараши. Его детство пришлось на трудные и голодные военные годы, много тягот и невзгод пришлось ему пережить. Но жизнелюбивый Аухат-абый, оптимист по характеру, жаловаться не любит. Он поделился с нами самыми светлыми, радостными, интересными для истории воспоминаниями своего детства.
Детство Аухата прошло с дедушкой Гатой. Дед, всю жизнь промышлявший пчеловодством, научил этому ремеслу и 4-5-летнего мальчишку. Много времени они провели в лесу на пасеке. В свободное время дедушка рассказывал ему интересные истории, сказки, учил жизни. До сих пор Аухат-абый помнит его сказки про шурале и злого медведя. «Дед хотя и не был сильно образованным, но был человеком веселым, с душой чистой, как у ребенка», — вспоминает он.
В молодости здоровый, высокий Гата-бабай был борцом. Сам будучи весом 6 пудов 30 фунтов (по словам Аухата-абый), на сабантуе Осинского уезда победил русского борца весом в 9 пудов. Учил быть не только физически сильным, но и духовно стойким – не бояться трудностей, а преодолевать их. Слова деда всю жизнь помогали внуку.
Неизгладимое впечатление произвело на нас уважительное отношение Аухата-абый к своему роду, памяти своих предков.
С юных лет он был научен, что нужно своих предков знать как минимум до пятого колена, изучать историю рода, не позорить его, а достойно продолжать. Аухат-абый нас поразил знанием своих предков до… восьмого колена! Первые в этом списке – Рыс (Ырыс, первое колено), его сын Субак (второе колено), далее – его сын Жармухаммат (третье колено), от которого уже и пошла фамилия Субаковых. Аухат-абый сам представитель восьмого колена, а его дети (3 сына, 2 дочери) – уже девятое колено, есть уже представители и десятого, и одиннадцатого колен – 10 внуков и 4 правнука. Исполняя наказ деда, Аухат-абый составил родословную. Субаковы исстари занимались пчеловодством, разводили лошадей, передавая навыки из поколения в поколение. В настоящее время Аухат-абый продолжает дело своих предков. Каждый год он держит много пчел, делится вкусным и полезным медом с родными, своими односельчанами.
Есть и вещественные доказательства верности Аухата-абый своему роду. Одно из них – подкова. История у этой подковы очень занимательная. Много лет назад один хазрет Ягфар-ишан привез из Мекки подкову. И подарил ее прапрадеду Аухата-абый. Это уже четвертое колено, но точный год неизвестен. Подкову выносили лишь на большие праздники, свадьбы, ее передавали из поколения в поколение, от отца к сыну. Подкова стала в полном смысле этого слова семейной реликвией, вокруг которой возникло много поверий.
Например, если нацепить эту подкову на свадебного коня, то новая семья будет крепкой, а жизнь у них – счастливой. А если с этой лошадью что-нибудь случится, то жди беды. «Это одно из проверенных временем поверий», — уверяет нас Аухат-абый. Хранит он ее с большой любовью – когда подкова тускнеет, он ее подновляет. Таких старинных, со своей историей, вещей в этом доме много. Хозяин знает историю каждой из них. Он искренне гордится тем, что живет там, где до него жили многие его предки, что дом свой он построил на месте дома деда.
Но есть у Аухата-абый – удивительно сердечного, влюбленного в свое село, его природу, жителей – одна тревога. Нет, беспокоят его не тяготы жизни, а то, что до сих пор никто серьезно не занимался изучением истории его родного села. Конечно, на вопрос происхождения села, его названия у него есть своя точка зрения – это рассказанная еще его дедом легенда о бабушке Саре. «Хотелось бы, чтобы историки дали оценку этому преданию, к какому времени оно относится, выяснили, откуда происходят названия села Сараши, горы Тэмэке, реки Тулвы», — переживает он. Он уже начал записывать разные легенды, рассказы о событиях из истории села. Среди них множество рассказов е
го дедушки, историй о гражданской войне, голоде, периоде Великой Отечественной войны, других интересных воспоминаний.
То, что исторических сведений об истории села не осталось, он объясняет так. «По словам дедушки и его племянника Габтрахима (д. Чатрик), большая, толстая рукопись с историей села исчезла в период коллективизации. К мулле пришли Сахияр, Минзамал и еще одна женщина (имени не помню) и стали агитировать вступить в колхоз. Взгляд Минзамал упал на книгу, которая лежала на полке, она ее разорвала и бросила в горящую печь. А в книге была описана история села, его известные люди, были и их фотографии. Ничего не оставили, все уничтожили».
Наш не знающий устали собеседник переходит к обычаям наших предков, их ремеслам, одежде, истории тюбетейки. У него по каждой теме есть своя версия, мы же только дивились силе духа, жизнелюбию, крепкой памяти Аухата-абый, который всей душой, искренне любит свое село. И как не удивишься – кто еще в свои 77 лет может вспомнить стихотворение, которое читал на экзамене в 7 классе! И кто еще может выразить свою безграничную благодарность и любовь к родному селу, его природе прекрасными стихами!
Такие воодушевляющие примеры гордости за свой народ, желания хранить и продолжать обычаи и ремесла своих предков играют неоценимую роль в правильном воспитании подрастающего поколения. Когда есть такие люди, хочется верить, что села наши будут жить, не исчезнут прекрасные традиции нашего народа, а будут передаваться из поколения в поколение.
Диля МУНАСИПОВА,
руководитель клуба «Гео» гимназии.