Сейчас, когда я возвращаюсь в Тюндюк, мой взгляд устремлен в сторону школы. Не могу насладиться видом! Вроде недавно здесь стояли деревянные, уже привычные взору здания, а теперь настоящий светлый дворец — современная, просторная школа! Глядишь на эту красоту и в душе возникают смешанные чувства. С одной стороны, душа от радости поет, с другой — появляется щемящее чувство тоски по той школе, где прошли мое детство, отрочество, где я получила первый опыт работы. Ностальгия — хорошее чувство, которое помогает не забыть прошлое.
Но не будем о грустном, давайте проникнемся надеждой с появлением нового очага знаний в Тюндюке. И для надежды есть все основания, ведь в новой школе созданы все условия для учащихся и преподавателей. В трехэтажном здании есть все, что душа пожелает, а главное здесь трудятся увлеченные учителя, среди которых и.о. директора Тюндюковской средней школы Айгуль Фаизовна Кузаева.
— Наши педагоги, помимо основной программы, занимаются и дополнительным образованием: на базе центра «Точка роста» дети занимаются робототехникой, также у нас работают кружки «Юнармия», «Школа безопасности», театральный, интеллектуальный, «Умелые руки», «Мастерская детской мультипликации», секции по вольной, национальной борьбе, шахматам, баскетболу, легкой атлетике, лыжным видам спорта, хоккею. На базе школы «Агробизнестехнологии» в рамках взаимодействия с Пермской сельскохозяйственной академией будут преподаваться и элективные курсы. 7, 10 классы определены как агроклассы, которые будут углубленно изучать некоторые предметы. До нового года будут организованы элективные курсы «Ландшафтный дизайн», после нового года — посвященные ветеринарии, к нам приедут преподаватели сельхозакадемии.
В школе большое внимание уделяется национальному образованию, изучению родного языка, традиций и обычаев. Например, на уроках технологии учащиеся под руководством Альмиры Дамировны Кучукбаевой вышивают тюбетейки, изучают национальные узоры, изготавливают кукол в национальных костюмах, готовят национальные блюда. В прошлом учебном году мы приняли участие в детском фестивале «Мы едины» с театрализованным представлением «Угыз пирогы», и заняли первое место — провели исследовательскую работу по этой теме и, посетив Гузель-апа Максиеву, вместе испекли пироги с молозивом и даже сняли видео о том, как она делает творог из молока. Наша цель состояла в том, чтобы сохранить эту информацию и для следующих поколений. В целом, в школе мы активно изучаем национальные традиции. В новой школе много работы, тем не менее, я очень счастлива, — сказала Айгуль Фаизовна и отметила, что в школе есть мастерские кулинарного обучения, по шитью, по изготовлению изделий из дерева и металла, медицинский кабинет, столовая на 135 мест, большой спортзал, а начальные классы расположены в отдельных блоках и т.д.
О том, как удалось построить новую школу, я поинтересовалась у начальника управления образования администрации Бардымского округа Тансылу Мирзаевны Мукаевой. «В 1997 году я свою трудовую биографию начинала учителем информатики, экономики, труда в Тюндюковской средней школе, через два месяца была назначена заместителем директора по воспитательной работе, затем преподавала физику. В 2002 году была назначена заведующей учебной частью, проработала в этой должности 17 лет. До 2019 года, в течение 22 лет, моя судьба была связана с этой школой. В 2005 и 2008 годах также избиралась депутатом поселения от Аклушей. В 2010 году стала депутатом Земского Собрания от Тюндюковского сельского поселения.
Тогда же написала письмо в Земское Собрание о необходимости строительства новой школы в Тюндюке, проект для которой был одобрен всеми депутатами, и при поддержке руководства района и края школа вошла в государственную программу Пермского края «Образование и молодежная политика».
И наша новая замечательная школа была построена благодаря усилиям губернатора Пермского края Дмитрия Махонина, Министерства образования края и главы округа Халиля Алапанова. Мы благодарны нашим руководителям за большую проделанную работу.
Строительство школы велось практически ежедневно совместно с управлением капитального строительства. У образовательного учреждения большая территория, здесь созданы площадки для спорта, воркаута, сдачи ГТО, хоккея, полоса препятствий, теплица и другие объекты. А чего стоят Школа «Агробизнестехнологии», Образовательный центр естественнонаучного и технологического профиля «Точка роста»! И дети, и взрослые радуются этим новинкам.
Что же касается старой школы: самым трудным для учителей и учеников было то, что важные части школы располагались в разных строениях. А теперь все — в одном здании! Старая школа остается теплым воспоминанием в нашей памяти», — сказала Тансылу Мирзаевна.
Не нарадуются новой школе и наши учителя-ветераны. Своими впечатлениями поделилась одна из них — заслуженный учитель Российской Федерации Зайтуна Лутфулловна Кузаева. «Не могу найти слов, чтобы поделиться своей радостью, потому что сколько поколений учеников ждали ее. Мои дети, внуки надеялись, что они будут учиться в новой школе, но, увы, не довелось. В этой школе все продумано, сделано как следует, в день последнего звонка побывала на разных этажах, в кабинетах — везде порядок, красота, все новое. Из пожеланий: чтобы на территории, в кабинетах было побольше цветов. На территории созданы все возможности для развития детей: пусть учатся, играют. Бывший директор школы, мой покойный супруг Шарифулла Назмуллович так хотел, хоть один урок провести в новой школе, если она когда-нибудь будет построена. Так мы мечтали в молодости, и теперь я рада за сегодняшнее поколение. Пусть нынешние ученики ценят эту школу, берегут ее. Такая ценность достается не каждому. Радостно, когда вижу эту красоту. При этом, я очень любила и дорожила прежней школой, где прошел весь наш творческий, трудовой путь», — отметила уважаемый учитель-ветеран.
Я попросила Лейлу Уразову, ученицу 10 класса, которая была удостоена почетного звания «Ученик года», отличившуюся участием во многих конкурсах, фестивалях, олимпиадах, поделиться своим впечатлением от новой школы: «Школа очень большая, мне нравится каждый ее уголок, кабинет. Тем не менее, не можем забыть и старую школу. Вообще, в современной школе все новое, у нас даже появились новые швейные машинки, станки, с помощью которых можно делать различные изделия — очень интересно. Также мы стали агроклассом, что особенно волнительно и ответственно», — отметила старательная девушка.
Я тоже окончила Тюндюковскую школу в 2004 году. В моей памяти остались разные моменты. Школа состояла из различных отдельных зданий, наиболее близкими из которых были «малая сторона школы» и «большая сторона школы». В малой стороне, где учились начальные классы, было 4 класса, учительская комната. В перерывах учителя советовали озорным мальчикам не бегать, потому что, во-первых, шумно, а во-вторых, потолок удерживали лишь столбы, которые были прибиты к полу в большом коридоре. Поскольку моя мама была учительницей начальных классов, я часто заходила в учительскую, где в полу была большая дыра, которая всегда привлекала мое внимание. В этой части школы мы были октябрятами, здесь нас принимали в пионеры. И если даже малая сторона мне казалась большой, то большая сторона казалась мне бесконечной Вселенной. После окончания школы я поступила в колледж, выучилась на бухгалтера и вернулась сюда работать. Тогда учительскую комнату отдали бухгалтерам: и теперь дырка в полу была лишь мелкой щелью, а коридор оказался таким узким! В один прекрасный день, когда я пришла на работу, документы на моем столе и у главного бухгалтера промокли насквозь. С потолка текла вода, и я забрала со стола все бумаги и побежала к заведующему хозяйством, незаменимому Файхулле-абый. Он нашел причину: над нами, на чердаке, был большой железный бак, внутри которого была вода для отопительной системы — это он прохудился и потек. Тот день прошел в сушке документов. С тех пор пришлось следить не только, что у меня под ногами, но и над головой.
Что касается большой стороны школы, то там мне очень нравился кабинет биологии, здесь всегда росло много цветов, а библиотека казалась волшебным местом, учителей в возрасте мы воспринимали как больших ученых, и, казалось, нет веселее на свете людей, чем наши молодые учителя – Вильдар-абый, Рафис-абый, Тансылу-апа. До сих пор в моей памяти, как я быстро иду, стесняясь, мимо учительской и директорской кабинетов, зимой сижу за партой у окна и чувствую сквозняк, ищу свою одежду на вешалке в коридоре, превращенной в гору из верхней одежды, быстрым шагом иду в другое здание, в спортзал, в столовую, как дергают за мою длинную косу озорные мальчишки, тороплюсь в школу с мыслью, какую оценку сегодня получу, как готовилась с Зайтуной-апа («апа», «абый» — так тепло, по-родственному мы обращались к своим учителям) к конкурсам чтецов. Каждый успех и неудача в школе, все тяготы и неудобства, опыт общения развивали нас, закаляли, воспитывали и, в конечном итоге, сделали нас личностями.
А сегодня я, уже как мама, вожу в новую, большую школу, в которой можно заблудиться, моих детей. Здесь тепло и светло. И хотя я уже несколько раз бывала в новой школе, а на душе все также радостно и трепетно: «Мы смогли, наконец, осуществилась мечта — наша и нескольких поколений, которые учились в старой школе!», — такие светлые мысли и чувство гордости не отпускают меня, и пусть не отпускают, ведь не пересчитать, сколько замечательных педагогов преподавало и выдающихся людей училось в нашей школе.
Пусть учащиеся Тюндюковской средней школы и впредь добиваются больших успехов, становятся настоящими личностями, будут гордостью своего народа!
Гюзель ИЛЬКАЕВА.