Многие не могут объяснить, почему они башкиры, ведь язык ближе к татарскому. Возникает проблема: мы то ли башкирские татары, то ли татарские башкиры.
Можно, конечно, назваться гайной или бардымцем, т.к. мы потомки гуннов и в наши края пришло племя бараджей в конце XIV века из Биляра, а вообще-то они выходцы из Передней Азии. Однако в списках наций таких национальностей нет
Итак, о национальности «башкир».
Первые четкие упоминания о башкирах начинаются с сочинения Саллама Тарджемана в отчете о путешествии 842-847 гг. и в дневниках Ибн-Фадлана в 921-922 гг. (Мажитов Н.М. «История Башкор-тостана, том 1, г. Уфа, 1994 г.).
В настоящее время некоторые ученые Башкирии (Р. Буканов, Н. Бикбулатов, Н. Мажитов, А. Султа-нова) склоняются к следующей идее: в раннем средневековье чело-век по имени, видимо, хан Башджурт (Башкорт) был наместником провинции Хазарского каганата. Он был знатным человеком, владел большой территорией, имел дружину в 2000 человек (Мажитов Н.М. «История Башкортостана»). Сторонники и последователи Башкорта стали называть себя «башкирами». Вспомните узбеков и ногайцев, ведь это объединения различных народов вокруг одного очень авто-ритетного хана, название племен забылось, а название сторонников сохранилось как национальность. Точно так же славяне приняли в качестве самоназвания название скандинавского племени «руссов» (им-ператор Константин Порфирородный четко отличал славян от руссов).
Вот что написано в Краткой энциклопедии «Башкортостан»: «Ныне получила распространение точка зрения, согласно которой слово «башкорт» этимологизируется как «волк-вожак», «волк-предво-дитель», но оно первоначально являлось именем конкретного человека, предводителя племен, объединившихся под его началом в военно-политический союз (раннюю форму гос. образования), а затем стало общим наименованием этого объединения.
История сохранила имя военачальника Башгирда, жившего, по всей вероятности, в 1-й пол. IX в., к которому хазарский хакан обратился с предложением идти походом на булгар. С этого времени эт-ноним башкорт регулярно встреча-ется в источниках.
Переход антропонима в название формирующегося народа закономерный путь возникновения этнонима, особенно у тюркских народов (сравните: Узбек – узбеки, Ногай – ногайцы, Осман — турки-османы и др.). Должно быть, слово башкорт довольно быстро, уже в IX в., стало и этнонимом народа».
Именно наш регион назван сердцем древней Башкирии в книге «Историческая записка о … центре древней Башкирiи», г. С.-Петербургъ, 1867 г., автор неизвестен (с книгой любезно ознакомил Р.Ш. Валиуллин).
Таким образом мы стали башкирами задолго до того, как появились татары.
Насчет языка. После гуннов и бараджей в наш регион мигрировали булгары, казанцы-татары и язык, конечно, стал еще более близок к татарскому, а их потомки стали называться татарами. Т.е. парал-лельно башкирам в регионе жили и живут татары. Происходит еще одна ассимиляция.
Литературный башкирский был разработан в 20-х годах XX века на основе южного диалекта, на языке юрматов и кипчаков (южный Урал).Власти, очевидно, решили взять на вооружение основы римского права: разделяй и властвуй. Раз есть Башкирская республика, то и язык должен отличаться от татарского. Совершенно не учитывалось то, что на этом языке (современном башкирском) говорит меньшинство племен. До 1924 года вся литература в Башкирии выходила на татарском языке. А говоры северных и северо-западных племен не были учтены. (Ахмет Сулейманов, «Мифы и реализации жизни» г. Уфа 2004 г.). Поэтому в результате переписей стало меньше башкир в нашем регионе, да и в Башкирии тоже.
Татарские и башкирские филологи отмечают в языке «гайна» наличие древних элементов тюркского языка. Академик М. Закиев бардымцев связывает с парфянами. Свидетельство архаичности языка — это грубость, примитивность, жесткое звучание по сравнению с дру-гими диалектами татарского языка. И связано это с относительной изоляцией, созданной лесами и мощным водным барьером бассейнов рек Камы и Белой. Этот факт закон-сервировал не только язык, но и генетические особенности племен послеледникового периода. Это тоже доказывает архаичность нашего племени.
Исследования P.M. Юсупова по ДНК («Башкиры-гайнинцы Пермс-кого края». г. Уфа, 2008 г.) говорят о том, что по женской линии мы потомки древних уральских (угры) и центрально-азиатских племен (гунны), а по мужской — южно
го происхождения (бараджи). Победители, прежде всего, уничтожали мужчин и детей.
Таким образом, мы, скорее всего, башкиры, а язык тут совсем ни при чем.
Альберт АДУТОВ, педагог-ветеран.
В настоящее время некоторые ученые Башкирии (Р. Буканов, Н. Бикбулатов, Н. Мажитов, А. Султа-нова) склоняются к следующей идее: в раннем средневековье чело-век по имени, видимо, хан Башджурт (Башкорт) был наместником провинции Хазарского каганата. Он был знатным человеком, владел большой территорией, имел дружину в 2000 человек (Мажитов Н.М. «История Башкортостана»). Сторонники и последователи Башкорта стали называть себя «башкирами». Вспомните узбеков и ногайцев, ведь это объединения различных народов вокруг одного очень авто-ритетного хана, название племен забылось, а название сторонников сохранилось как национальность. Точно так же славяне приняли в качестве самоназвания название скандинавского племени «руссов» (им-ператор Константин Порфирородный четко отличал славян от руссов).
Вот что написано в Краткой энциклопедии «Башкортостан»: «Ныне получила распространение точка зрения, согласно которой слово «башкорт» этимологизируется как «волк-вожак», «волк-предво-дитель», но оно первоначально являлось именем конкретного человека, предводителя племен, объединившихся под его началом в военно-политический союз (раннюю форму гос. образования), а затем стало общим наименованием этого объединения.
История сохранила имя военачальника Башгирда, жившего, по всей вероятности, в 1-й пол. IX в., к которому хазарский хакан обратился с предложением идти походом на булгар. С этого времени эт-ноним башкорт регулярно встреча-ется в источниках.
Переход антропонима в название формирующегося народа закономерный путь возникновения этнонима, особенно у тюркских народов (сравните: Узбек – узбеки, Ногай – ногайцы, Осман — турки-османы и др.). Должно быть, слово башкорт довольно быстро, уже в IX в., стало и этнонимом народа».
Именно наш регион назван сердцем древней Башкирии в книге «Историческая записка о … центре древней Башкирiи», г. С.-Петербургъ, 1867 г., автор неизвестен (с книгой любезно ознакомил Р.Ш. Валиуллин).
Таким образом мы стали башкирами задолго до того, как появились татары.
Насчет языка. После гуннов и бараджей в наш регион мигрировали булгары, казанцы-татары и язык, конечно, стал еще более близок к татарскому, а их потомки стали называться татарами. Т.е. парал-лельно башкирам в регионе жили и живут татары. Происходит еще одна ассимиляция.
Литературный башкирский был разработан в 20-х годах XX века на основе южного диалекта, на языке юрматов и кипчаков (южный Урал).Власти, очевидно, решили взять на вооружение основы римского права: разделяй и властвуй. Раз есть Башкирская республика, то и язык должен отличаться от татарского. Совершенно не учитывалось то, что на этом языке (современном башкирском) говорит меньшинство племен. До 1924 года вся литература в Башкирии выходила на татарском языке. А говоры северных и северо-западных племен не были учтены. (Ахмет Сулейманов, «Мифы и реализации жизни» г. Уфа 2004 г.). Поэтому в результате переписей стало меньше башкир в нашем регионе, да и в Башкирии тоже.
Татарские и башкирские филологи отмечают в языке «гайна» наличие древних элементов тюркского языка. Академик М. Закиев бардымцев связывает с парфянами. Свидетельство архаичности языка — это грубость, примитивность, жесткое звучание по сравнению с дру-гими диалектами татарского языка. И связано это с относительной изоляцией, созданной лесами и мощным водным барьером бассейнов рек Камы и Белой. Этот факт закон-сервировал не только язык, но и генетические особенности племен послеледникового периода. Это тоже доказывает архаичность нашего племени.
Исследования P.M. Юсупова по ДНК («Башкиры-гайнинцы Пермс-кого края». г. Уфа, 2008 г.) говорят о том, что по женской линии мы потомки древних уральских (угры) и центрально-азиатских племен (гунны), а по мужской — южно
го происхождения (бараджи). Победители, прежде всего, уничтожали мужчин и детей.
Таким образом, мы, скорее всего, башкиры, а язык тут совсем ни при чем.
Альберт АДУТОВ, педагог-ветеран.