Самига Искандарова: «Скучаю по отцу»

Галим АхмадуллинСреди учащихся медресе Мухаметгаты-хазрата Мансурова был и Галим Ахмадуллин. Хазрат воспитал подростка, успевшего познать горечь сиротства. Однако, репрессии не пощадили его, трагически оборвав его жизнь. Дочь Галима-муллы — учитель-ветеран Самига-апа Искандарова живет в Елпачихе. Ей уже под 90, однако она до сих пор с тоской вспоминает о своем отце. Рукопись Самиги-апа в редакцию принесла ее дочь Зильда Искандарова.
Мой отец — Галим (Мухамматгалим) Ахмадуллович родился в многодетной семье в деревне Старокизганово Бураевского района Республики Башкортостан. Нужда и трудности привели его в наши края, в с. Султанай, где находилось медресе Гаты-хазрата Мансурова. Здесь Галим обосновался, устроился к Гата-хазрату помогать по хозяйству. Голод, нищета, унижения остались позади. Галим оказался трудолюбивым, ответственным, решительным, послушным юношей. Именно эти качества сблизили его с хазратом. Таким образом, Галим начинает обучение в медресе.
В Султанаевском медресе тогда помимо религиозных дисциплин преподавали и светские: математику, географию, биологию… Ученики получали разностороннее образование. Большая библиотека также способствовала углубленному изучению предметов. Гата-хазрат всегда с заботой относился к обездоленным сиротам, кормил, одевал, не только обеспечивал жильем, но и работой — по окончании учебы. После обучения Галим получил степень указного муллы. Гата-хазрат направил его преподавать в город Нытву. Проработав там два года, он, по предложению хазрата, был переведен в село Янычи Верхнемуллинского района (сейчас относится к Пермскому району), где занимался преподаванием (по сведениям — при мечети).
В деревне мулла всегда был человеком уважаемым, потому что распространял знания. Вся жизнь татар связана с муллой: родится ребенок — нужен мулла, надо провести обряд имянаречения — тоже зовешь муллу, нужно проводить человека в последний путь — опять без муллы не обойтись. Мулла и советчик, и судья, и посланник Божий — в его руках ключи от рая. Вот такую значительную роль играл мулла в ту эпоху.
Когда умер местный мулла, Галима назначили муллой Янычевской мечети. Женился, родились дети, а ютилась семья в одной из комнат мечети, ведь тогда пришлым людям не давали землю для строительства дома. Лишь после рождения третьего ребенка семья получила землю — построили дом, завели хозяйство. Одновременно преподавал в мечети — учил читать, писать по-арабски, знакомил с канонами ислама.
Мечеть — не только место поклонения Аллаху, но и место, где человек может обрести душевный покой, уверенность в жизни, где пожилые люди могут общаться, обмениваться мыслями.
Гата-хазрат дважды приезжал, чтобы проверить, как работает Галим, и остался доволен. В народной памяти также сохранились теплые воспоминания о моем отце: он был человеком открытым, великодушным, бескорыстным, милосердным, отзывчивым, добрым. У него были «золотые руки».
Я храню воспоминания, записанные старожилами села Янычи: Галией Минюковой, Марьям Сибаевой, Луизой Касимовой, Адией Закировой. Они вспоминают отца только с хорошей стороны.
В 1919 году скончалась Мамдуда, жена Галима-муллы, оставив сиротами шестерых детей. Старшему сыну Хабибрахману было 13 лет, а младшему Тахиру — всего несколько месяцев.
Мулла первой Бардымской махалли Касимов Зуфар Шакирович предложил жениться на Мугаззаме Садыртдиновне Масагутовой, преподававшей у него. Мугаззама и сама была из многодетной семьи (старшая из шестерых). Дети Галима-муллы хорошо приняли мачеху, уважительно называли ее «мамой». Седьмым ребенком в новой семье родилась я.
Мугаззама была женщиной религиозно и светски образованной, передовых взглядов, продолжила преподавательскую деятельность. Учила женщин села читать, писать по-арабски, давала религиозное образование.
В 30-е годы преподавателей мечетей, медресе репрессировали, ссылали по всей стране. В 1931 году под репрессию попала и семья моего отца. Его отправили на лесозаготовки в Лысьву, где он и умер. Мне тогда было около 3 лет. Отец — это опора, защитник, который любит тебя и не даст в обиду, всегда поддержит. В моей жизни было немало моментов, когда хотелось прижаться к отцу, чтобы поделиться с ним радостями и трудностями, мыслями и мечтами. Когда другие говорили «папа», мне хотелось рыдать… До сих пор с грустью и тоской вспоминаю о своем отце… Тогда отцу было около 50 лет: он был здоров, любил жизнь, служил людям… Ему бы еще жить да жить. И ведь за что загубили такого человека — образованного, справедливого, добросовестного, любящего свое дело, свою семью и народ? В 1997 году Галима-муллу реабилитировали.
Я и сама 37 лет своей жизни посвятила воспитанию и обучению детей. Горжусь, что пошла по стопам родителей. Моя дочь Зильда имеет три высших образования, 37 лет проработала в школе. Сейчас нашу учительскую династию продолжает внучка Сильвия, у которой два высших образования.
Самига Искандарова, учитель-ветеран.
с. Елпачиха.


При использовании материалов сайта обязательно указывайте ссылку. Без нее любое размещение материалов будет рассматриваться как нарушение авторских прав редакции "Тан" ("Рассвет").


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *