Последнее воскресенье октября — День автомобилиста. В эту знаменательную дату поздравления будут принимать более 62% россиян, из которых более 11 тысяч — жители нашего района.
Еду домой… живем мы не в Барде, поэтому по дороге успеваю разглядеть и сменяющие друг друга улицы деревень, и поток встречных машин. Из нашего тихого райского уголка в районный центр езжу ежедневно, поэтому замечаю, что машин довольно много. Одни возят пассажиров – автобусы, «вахты», другие — груз, третьи используются для сельхозработ, четвертые… можно, кажется, перечислять бесконечно. Но их объединяет одно: за рулем – водитель, у каждого, конечно, разный опыт, специализация и категория, однако все они когда-то где-то получили заветные права, разрешающие сесть за «баранку».
С незапамятных времен в Барде работает образовательное учреждение, дающее возможность молодежи района получать среднее профессиональное образование. За долгие годы его существования не раз менялось название, преподаваемые дисциплины, но с самого начала юношей и девушек здесь обучали вождению, ведь профессия тракториста-машиниста, которую они получали, пользовалась не только высоким спросом на селе, но и давала большие возможности для вчерашних студентов.
Сегодня в ГАПОУ «Краевой политехнический колледж» помимо основных профессий можно получить и права на категории «С» и «В». Подготовкой студентов занимаются опытные педагоги, о двух из них я вам и расскажу в этой статье: Гаптрафике Гаптулатифовиче Кучукбаеве и Мидхате Ильфаилевиче Казнине.
Оба они родом из нашего района, у обоих стаж вождения более 30 лет. Гаптрафик Гаптулатифович до педагогической деятельности долгие годы трудился главным инженером ООО «Надежда», по образованию — инженер-механик, окончил Пермский Государственный сельскохозяйственный институт им. Прянишникова. Сегодня Гаптрафик – абый учит студентов техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, технологии механизированных работ в сельском хозяйстве, правилам дорожного движения, технологии слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.
— Всегда начинаю свой курс с истории автомобилестроения, рассказываю своим студентам о двигателях, их видах, преимуществах и недостатках, так как даже у самого хорошего двигателя есть «слабое место», к примеру, дорогостоящее обслуживание и ремонт, дорогие детали, которые при этом трудно найти. Объясняю ребятам разницу между дизельным и бензиновым двигателями. А разница ощутима, дизельные двигатели проще и мощнее, поскольку дизельное топливо дает большую компрессию в цилиндрах, они экономичнее и тяговитее. Что касается техники, изучаем мы устройство и компоновку на базе грузовых машин ГАЗ-53 и КамАЗ, — рассказывает мой собеседник и отмечает, что любому юноше обязательно нужны права, потому что профессия водителя востребована, да и в любом случае – при наличии машины права не помешают.
После сдачи экзамена по теоретической подготовке и получения соответствующих свидетельств, студенты переходят к практике, где их всему обучает Мидхат Ильфаилевич.
Вся его трудовая биография связана с техникой, и по сей день он не расстается с ней. Начиналось все 34 года назад, когда его, 24-летнего парня, направили от колхоза учиться в Барду на водителя категории «В». Затем он еще несколько раз проходил курсы, в правах появлялись новые обозначения: «С», «D». Управлял сперва колхозным молоковозом, затем возил председателя колхоза, был водителем автобуса. «Когда в колхозе начались сокращения, меня позвали в администрацию Сарашевского поселения, конечно, водителем. Позже доверили школьный автобус, а когда в школе открылись курсы по подготовке водителей всех категорий, я стал инструктором. Пять лет был водителем главы района, а в 2011 году пришел в колледж. Теперь обучаю студентов вождению грузовиков, а внебюджетников – управлению легковым автомобилем», — делится опытный инструктор.
По его словам, основная разница между вождением легковых и грузовых машин в том, что, на легковушке можно ездить и разворачиваться на любой дороге. Если же ты за рулем грузовой машины, необходимо учитывать габариты, массу, и где захочешь не развернуться, поэтому на этом транспорте экзамен сдавать сложнее.
Как оказалось, научиться управлять транспортным средством несложно, главное знать правила, следить за ситуацией на дороге и держать в поле зрения всех участников движения.
На прощание коллеги пожелали своим студентам учиться на отлично, получить права и найти свое место в жизни.
Сегодня с развитием промышленной инфраструктуры, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства без машины и прав — никуда. Почти в каждом дворе можно увидеть технику, пусть нет трактора или КамАЗа, но простенькой легковушкой или, как некоторые называют их, «ласточкой», уже никого не удивишь. 28 октября – единственный день, когда мы благодарим работников автотранспорта за их важный, ответственный и почетный труд, а они в этот день ответят нам длинным гудком…
Венера ШАРАФУТДИНОВА.
Крепче за баранку держись, шофер!
При использовании материалов сайта обязательно указывайте ссылку. Без нее любое размещение материалов будет рассматриваться как нарушение авторских прав редакции "Тан" ("Рассвет").