Арманша Ахмадыевич Мансуров — отец Мухаметгаты

Отец Арманши (дед Гаты) — Ахмади Габдрашитович Мансуров прожил 63 года (1791-1854). Мы не обнаружили сведений, кем он был. Из Метрической книги 1850 года, известно, что его сын был землепашцем. Значит, можем косвенно предположить, что и Ахмади был крестьянином. Ахмади был женат два раза, у него было семь детей (см. генеалогическое древо). Арманша был третьим ребенком у Ахмади и первым у второй жены Мирвафы — родился в 1818 году. Отметим ошибку с годом рождения Мирвафы, — не могла же она родить Арманшу в детском возрасте. Эти и нижеприведенные сведения известны из Ревизских Сказок 1834, 1850 и 1859 годов.

У Арманши было восемь детей. В браке с первой женой Магфурой Абдулганиевой родились пятеро детей. Из 10-й Ревизии 1859 г. известно, что вторая жена Уммухаят Хабибуллина родила Арманше еще двух детей: Хадичу и Фатиму. Из книги АСАР (1904 г.) мы узнали, что у Арманши еще была дочь Сара. Нам удалось подтвердить это документально. В процессе разработки темы о Чаеразвесочной фабрике Мансурова, обнаружили запись в Метрической Книге г. Оса за 1894 год о рождении мальчика по имени Гусман. Его мать – Бибисара, — дочь имама-муллы Арманшаха Мансурова! Пока мы не знаем годы ее жизни. Основная трудность в том, что после 1859 года Ревизий не было. Взамен их только в 1897 году была проведена Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Большая часть первичных документов переписи, – переписные листы, — к сожалению, были уничтожены. Поэтому и из переписи мы не можем извлечь информацию о конкретных людях.

Большую часть сведений об Арманше мы узнали из многотомной историко-биобиблиографической книги Ризаэддина бин Фахруддина «АСАР» (1904 г.), посвящённой жизни и творчеству более 1200 мусульманских учёных, деятелей культуры и просвещения. Он там назван патронимическим именем – Насамб.  По-русски можно прочитать так: Арменшах, сын Ахмеда, сына Абдуррашида сына Вильдана сына Мансура сына Иманкула сына Султана. Можем предположить, что его предок Султан и есть тот человек, в честь двух сыновей которого, назвали деревню Султанаево, — см. книгу «История башкирских родов Гайна» Уфа, 2015.

Цитируем АСАР: «Обучившись в медресе Фахруддина бин Мустафа аль-Агерзеви…». Где располагалось это медресе, было непонятно. Зацепкой послужило слово «Агерзеви». «Агерзе»-это татарское название села Агрыз. Мы нашли еще два подтверждения тому, что Арманша учился в Агрызе.

Читаем далее в АСАР: «Договорился с односельчанами о том, что станет их имамом; однако по совету своего шейха, который это не одобрил, от этой идеи отказался». В каком году было это событие, почему шейх не одобрил – было не понятно. По году смерти его шейха, Насруддина бин Зайниш аль-Калмаки, можно однозначно утверждать, что это случилось, когда Арманше было меньше 25 лет. Т.е. совсем молодой человек уже имел авторитет у односельчан. В те годы в Султанае была только одна соборная мечеть, и скорее всего в ней уже был имам. Видимо, шейх не хотел никаких скандалов, — отсюда и его рекомендация.

Как дальше протекала жизнь Арманши, мы опять узнаём из АСАР: «В начале был очень беден, позднее жил в достатке. Говорят, даже считался крупным купцом». Далее: «Он был не из тех ишанов, которые копят богатство для своих детей, тратил нажитое на нужды мусульман. Говорят, был очень милосердным и чрезвычайно щедрым по отношению к инвалидам и нищим, особенно, к неимущим шакирдам». Сведения о том, что Арманша был купцом пока нами не обнаружены, но утверждение «тратил нажитое на нужды мусульман» имеет документальное подтверждение.

Сохранилось Дело в архиве, из которого однозначно понятно, что в 1871 году Арманша начал строить пятивременную мечеть в своей деревне Султанаевой. Строил ее три года, до своей кончины в 1874 году. Достраивал ее Мухаметъ-Гата. Год смерти Арманши мы установили по двум источникам: книге АСАР и надписи на надгробном памятнике (см. ранее опубликованную нами статью «Загадка могильного камня» в газете «Рассвет» от 19 января 2024 г.). Понятно, что на строительство мечети требовались большие средства.

Вокруг строительства развернулась полудетективная история, которую стоит осветить. Все разрешения на строительство мечети были получены еще в 1871 году. В апреле 1872 г. житель села Ш.Г. написал Прошение, а правильнее сказать донос, в Пермское Губернское Правление, которое рассмотрело его вполне серьезно. Заметим, что Оренбургскому Магометанскому Духовному Собранию в то время были подотчетны приходы Осинского уезда. Поэтому Губернское Правление в мае 1872 года направило в адрес этого Собрания письмо для соответствующего дознания. Приведем цитату из него:

««Губернское Правление слушали: прошение башкира Осинского Уезда, Сарашевской волости, деревни Султанаевой Ш.Г., полученное в Губернское Правление 1-го Апреля сего года, в котором он объясняет, что в настоящем году с разрешения Губернского Правления в деревне Султанаевой башкир Арменша Ахмадыевич начал строить мечеть, но в деревне Султанаевой по 10-й народной переписи состоит всего только 360 ревизских душ, и в деревне этой есть соборная мечеть, при которой состоят Хатып, Имам и Маэдзин, а потому и нет возможности содержать двух мечетей, к тому же мечеть строится без соблюдения правил, требуемых по указанию 260 и последующих статей ХII т. устава строит. А потому просит произвесть надлежащее дознание о постройках мечети и воспретить Ахмадыевичу постройку таковой, и справку».

Приведем и полный ответ Оренбургского Магометанского Духовного Собрания. Он изложен кратко и четко:

1. Сарашевским волостным правлением при рапорте от 8 Марта 1871 года за № 194, представлен был на распоряжение Духовного собрания приговор жителей Султанаевского общества о желании их выстроить пятивременную мечеть, каковой приговор при изложении 7 июня за № 1801, и был отослан в Пермское Губернское Правление с тем, что Собрание на постройку в д. Султанаевой пятивременной мечети с соблюдением правил, изложенных в Уставе строит. претятствий не имеется.

2. По ведомости, доставленной Осинским Уезд. Полицейским Управлением за 1870 год видно, что в деревне Султанаевой находится Соборная мечеть, при которой прихожан 532 души мужского пола.

Приказали: Как из справки видно, что в деревне Султанаевой находится всего 532 души, т.е. число достаточное для двух мечетей, положенное законом, следовательно, просьба Ш.Г. не должна заслуживать уважения, тем более, что о постройке новой мечети изъявлено желание целого общества, а не одного лица. Как заявил прошение Ш.Г., о таковом заключении уведомить Пермское Губ. Правление для надлежащего с его стороны распоряжения».

Главный аргумент Ш.Г. состоял в том, что в селе по 10-й Ревизии было всего 360 душ, и этого не достаточно для открытия второй мечети. Надо понимать, что 10-я ревизия проводилась в 1859 г., а на дворе 1872 год! Т.е эта цифра была актуальна 13 лет назад. По данным Полицейского Управления 1870 года при мечети было 532 прихожанина. Ш.Г. хотел скрыть реальное число живых людей ссылкой на давно прошедшую Ревизию! Вряд ли мы узнаем, что двигало Ш.Г. на такое действие, но можем сделать предположение. При постройке второй мечети, количество прихожан в первой мечети уменьшится, что приведет и к уменьшению поступающих средств от прихожан. Как известно, мечети в то время только за счет этих средств и содержались.

В заключении приведем легендарные пророческие слова Арманши, изложенные Ризаэддином бин Фахруддином в его энциклопедии АСАР: «Известно, что его щедрость была унаследована и его детьми. Говорят, что перед смертью он дал сыну Мухаметгате-эфенди шестьдесят рублей и завещал: «Вот на эти деньги приобрети саван, подготовь к похоронам! Дай детям образование! Будь внимателен к их воспитанию! Заверши это дело, пусть даже затратишь двадцать тысяч!». Сын же спросил: «Уважаемый отец! Твои слова дороги моей душе, однако, где же я могу взять двадцать тысяч рублей?». Отец сказал «Аллах даст!». Когда я в Уфе встретил Мухаметгату-хазрата то спросил: «Вы вроде исполнили волю своего отца, однако, как же добыли необходимые средства?». Он засмеялся и сказал: «Аллах дал!»

Авторы Иван Квашнин и Фирдания Ромашева.


При использовании материалов сайта обязательно указывайте ссылку. Без нее любое размещение материалов будет рассматриваться как нарушение авторских прав редакции "Тан" ("Рассвет").


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *