Я давно мечтала написать о Тагировой Гульчире Сайфутдиновне. Мне приходилось с ней много общаться. В 1980-е годы ей было 80 лет, при этом она так красиво рассказывала о своей жизни, словно все это случилось только вчера. Была поражена ее памятью — она помнила своих учеников по именам и фамилиям. Поделюсь с вами ее рассказами, воспоминаниями, которые передала нам ее младшая дочь Резеда-апа.
Гульчира Сайфутдиновна родилась 10 ноября 1900 года в городе Сарапул. Ее отец Сайфутдин-абый трудился простым рабочим на одном из заводов города, мать воспитывала детей, мыла полы и стирала белье у богатых людей.
Резеда-апа вспоминает, рассказывая о детстве матери: «Я была совсем маленькой и мама брала меня с собой к абыстай. С разрешения абыстай сидела на уроке, который она вела. Спустя какое-то время она стала опрашивать учениц молитвы наизусть, и видя, что они не знают, я подняла руку. После чего абыстай сказала матери: «Девочка очень способная, постарайся дать ей образование». Видимо, мама помня ее слова, стремилась, чтобы я училась. Из пятерых детей лишь я была грамотной».
Получив школьное образование, Гульчира-апа продолжила обучение в старейшем учебном заведении г. Сарапул — женской учительской гимназии. В ней с 1882 года готовили учителей для обучения в начальных классах. После окончания учебного заведения Гульчира Сайфутдиновна в 1919 году устроилась учителем начальных классов в одну из школ Сарапула и 3 года преподавала там, затем еще год в г. Воткинск.
1921-22 годы в истории известны как годы голода. Наверное, поэтому в те времена учителям зарплату давали не деньгами, а едой. «Зарплату нам выдавали свининой. Мой отец Сайфутдин был религиозным человеком, поэтому не разрешал приносить это мясо домой, и мы выменивали его на другие продукты», — вспоминает Резеда апа.
В 1923 году бардымские земли были включены в состав Сарапульского округа. Девушка, родившаяся и работавшая в городе, прекрасно владела и татарским, и русским языками. И потому, наверное, в 1924 году Гульчиру Сайфутдиновну направили преподавать в Бардымский район. В эти годы в районе начали открываться советские школы. Гульчиру-апа назначили в Красноярскую школу, открытую одной из первых. Также ей довелось преподавать в школах сел Бичурино, Акбаш. «В Акбашевской школе днем учили детей, а вечером — молодежь», — вспоминает Резеда-апа.
В эти годы Гульчира-апа связала свою жизнь с Тагировым Шамсевали, который также посвятил жизнь преподавательской деятельности. Расскажем и о его судьбе немного.
Тагиров Шамсевали Кадырович родился в 1899 году в городе Кизел Пермской области первым ребенком в семье Кадыра Биктагировича и Сахибзамал Мухутдиновны, переселившихся из Татарстана. В 1900-х годах они с семьей переехали в д. Юкшур. Наверное, по тем временам были состоятельными людьми. Старожилы деревни Юкшур говорили так об этой семье: «Кадыр-бабай ездил, запрягая отличного черного коня». Важно отметить, что все трое их детей — Шамсевали, Нафиса и Файзрахман получили образование и работали учителями в школах района. О том, что Шамсевали Кадырович учился в Казмактынском медресе, написано на 38 странице книги Муллахмата Мансурова.
Тагиров Шамсевали в 1925-1930 гг. преподавал в Акбаше, а в 1930-1935 гг. в Барде. А в 1936 году вместе с супругой и детьми переехал в село Елпачиха, где чета Тагировых устроилась на работу в Елпачихинскую школу. Эта информация взята из трудовой книжки Тагировой Гульчиры Сайфутдиновны.
1936-1938 годы вошли в историю как годы самых тяжелых репрессий. Не обошли стороной репрессии и семью Тагировых.
В 1936 году новый учебный год начался с совещания, проведенного в августе в городе Оса. На этом совещании принял участие и Тагиров Шамсевали. Там докладчика Шамсевали Кадыровича и около 45 других молодых преподавателей, принимавших участие в совещании, арестовали как троцкистов, и заключили под стражу. Это произошло 11 декабря 1936 года. По словам Резеды-апа, через год, арестованных привезли в Барду, провели над ними закрытый суд и постановили: имущество конфисковать, их самих — расстрелять (09.12.1937) (книга «Годы террора», часть третья, том 5). Тагирова Шамсевали Кадыровича расстреляли 15 декабря в свердловской тюрьме. Только 7 марта 1957 года он был реабилитирован (справка № 44-У-240).
Вот что рассказывает Гульчира-апа, вспоминая те годы: «Для меня и моей семьи наступили самые тяжелые времена. Нельзя было разговаривать ни с кем в деревне. Целый год каждое мое занятие посещал следователь из НКВД. Записывал каждое сказанное слово. Запомнился один такой урок математики. Урок подходит к концу, а я все еще не задала домашнюю работу. Взяла в руки мел и написала на доске номер примера, сказала: «Ребята, вот ваша домашняя работа», после чего раздается звонок — и я вздыхаю с облегчением.
Большое спасибо и жителям Елпачихи. Не дали голодать ни моим детям, ни мне. Так как разговаривать было запрещено, то по возвращении из школы у ворот меня ждало ведро с молоком. Уношу молоко, а на завтра пустое ведро ставлю перед воротами. Увидев, что я иду с молоком, дети встречали меня радостным криком: «Ур-ра, сегодня будем пить молоко!».
Как они жили в Елпачихе, ее дочь Резеда-апа вспоминает так: «Мы, дети, с нетерпением ждали, когда мама вернется с работы. Сами придумывали игру, брали мелкие палочки и играли с ними, приговаривая: «Папа придет, папа не придет». Каждый праздник мы ждали возвращения отца. Знаю, однако, что маме пришла похоронка. Отца расстреляли в 1937 году в свердловской тюрьме. Мать умерла, не узнав об этом.
У нас особо не было чего конфисковывать. Забрали разве что замечательного коня Кадыра-бабая. Благодарна даже человеку, следившему за мамой. Неизвестно, как бы пошла наша жизнь, сообщи он хоть что-нибудь. Как ни жаль, что не было рядом отца, я все же очень рада, что выросла с мамой. Также помню, как мы жили в двухквартирном доме. С одной стороны были мы, а с другой — эвакуированные из Ленинграда. Они научили нас говорить по-русски».
Гульчира-апа преподавала в Елпачихинской школе до 1943 года. Затем она вернулась преподавать в Юкшурскую начальную школу. Шла война, поэтому и там тоже было нелегко.
Резеда-апа вспоминает: «Мы выменяли дом в Елпачихе на корову и мешок зерна. В Юкшур вернулись с коровой. Мама днем преподавала, а после работы ходила по домам, собирала вязаные теплые носки, двупалые перчатки, и отправляла посылки на фронт».
Вот как Гульчира-апа рассказывала о своей работе в школе: «Собрав с учениками урожай, обходили поле и собирали упавшие колосья. На следующий год их посеяли отдельно для школы. Растили вместе с учениками. Собирали урожай и делали муку. Определили одну деревенскую женщину, которая каждый день пекла хлеб для учащихся. Почему-то ее хлеб нам не подошел. Тогда решила печь сама. На большой перемене мы всех учеников поили чаем с этим хлебом. Поэтому ни один из моих учеников не пропускал школу и учился хорошо. За заслуги меня хотели наградить орденом Ленина. Но я была женой «врага народа», поэтому наградили меня не орденом Ленина, а орденом «Знака Почета» (№ 122000, орденская книжка от 10 июня 1949 года)».
20 марта 1946 года Тагирова Гульчира Сайфутдиновна была награждена медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (удостоверение А № 066146), 7 мая 1975 года — «30 лет Победы в Великой Отечественной войне», 28 февраля 1979 года — «Ветеран труда».
Многие теперь уже пожилые женщины и мужчины вспоминают, как учились у Гульчиры-апа. Гульчира Сайфутдиновна работала учителем начальных классов в Акбашевской семилетней школе с 1949 по 1956 год. В 1956 году вышла на пенсию. Сначала жила в Акбаше, затем в последующие годы в Перми — в семье дочери Резеды. Умерла в 1994 году, похоронена на Акбашевском кладбище.
Зухра Мустаева.
с. Акбаш.