Народный обычай “Плаушинья”

Уважаемые читатели, наша рубрика “На берегах Тулвы — в Барде”, посвященная обычаям, традициям, обрядам, поверьям и т.д., существующим в наших краях, в этот раз будет посвящена обычаю “Тын тынлау” (“Слушать слухи”). Встретившись и побеседовав с представителями старшего поколения, мы решили рассказать об этом и вам. Благодарим за помощь в подготовке статьи сотрудников Сарашевского ЦДКС, его директора Ралита Шамкаева.

Обычай “Тын тынлау”, проходящий в ночь с шестого на седьмое апреля, существовал в нашем регионе с давних времен. По-другому его называют Плаушинья-кич, у русских это Благовещение, которое отмечается 7 апреля (25 марта по старому стилю).

Для сбора информации об этом обычае мы решили встретиться с женщинами-старожилами с. Сараши. Уважаемые ветераны с удовольствием поделились с нами своими воспоминаниями. Мы же все подробно записали.

Муниба Саитзяновна Масагутова, 80 лет:

— Обычай этот — старинный. Он существовал еще тогда, когда наши мамы были молодыми. Мы — дети военного времени, особо на улицу не выходили. И все же мама разрешала часок погулять. В семье нас было 10 детей, к нам присоединялся уже женатый брат Зарибзян. Девушки обычно любили гадать. К примеру, можно было снять с ноги валенок и бросить через ворота. Смотришь, куда голенище направлено — значит, в ту сторону и выйдешь замуж. Другой вид гадания: заходишь в чужой хлев и ловишь в темноте овцу. Выводишь, где посветлее и смотришь — если взрослая овца, значит за зрелого мужчину замуж выйдешь, а если помоложе — то за юношу. Если попадался баран с рогами, то надо было кринуть “Бабайлы булдым!”, это означало, что в этом году большая вероятность выйти замуж. Я, например, поймала взрослую овцу. “Молодые люди сходятся да расстаются, хочу, чтобы будущий супруг был постарше, чтобы ценил меня”, — так думала я. Так оно и вышло, мой муж оказался старше на 8 лет. Мне кажется, что доля правды в этих гаданиях есть.

Был еще такой способ: в дом заносили петуха, перед ним ставили обычный кусок хлеба и пропитанный спиртным. Если петух клевал обычный хлеб, это означало, что муж будет богатым, а если пропитанный водкой — то пьющий.

Расскажу забавный случай. В этот вечер в бане просовывали руку в дымоход, и если с той стороны схватит твердая рука, то замуж придется идти за старика, а если мягкая — то за молодого. Уговорила подругу так погадать, она согласилась. В бане нашего прихода дожидался Зарибзян-абый. Схватил он руку моей подруги и не отпускает обратно. Нам смешно, мы-то знаем, кто там, а подружка очень испугалась, решила, что там настоящий чёрт. Давай кричать: “Отпусти руку, дам всё, что попросишь”. Потом мы часто смеялись над этим случаем.

Ханифа Назмухаматовна Яппарова, 1935 г.р.:

— Плаушинья-кич ждали с нетерпением. Молодежь заранее договаривалась обо всем. Обуты мы были в лапти, насквозь мокрые, при этом ноги во время игры не мерзли. Подходим к дому, садимся у окна и прислушиваемся. Если смеются, значит жить будешь хорошо. Если дома шумно, ругань, то лада в жизни не будет. Еще считали изгородь, приговаривая ”капчык, мишек”. Если счет на последней доске останавливался на слове “мишек” — жених будет богатый, а если “капчык” — то бедный. Можно было еще так: заходишь домой, два ведра сцепляешь замком, и ключ кладешь под подушку – кого увидишь во сне, за того и выйдешь замуж. Еще говорили, что выйдешь замуж за того, кто наутро попросит ключи. Также считали звезды, сколько насчитаешь – столько лет и проживешь.

Набира Зарифовна Ибрагимова, 95 лет.

— Мы бросали лапти через ворота, в какую сторону укажут оборы лаптей — оттуда и придет жених. Я, например, замуж вышла за соседского парня, жившего напротив. Наше детство, юность пришлись на трудное время, денег ходить в кино не было, так что настроение поднимали себе сами. Я из Нового Ашапа, в Сарашах живу уже 20 лет. Люблю ходить пешком, всегда есть чем заняться, а до 85 лет держала корову.

Сакина Муллазяновна Казнина, 1941 г.р.

— О том, как меня назвали, отец узнал лишь из письма, он погиб на войне. Нас, троих девочек, мама вырастила одна. Несмотря на то, что жизнь была тяжелой, мы выходили “слушать слухи”. Хозяева, знавшие, что к их домам придут желающие погадать, старались оглушить их: стучали по кастрюлям, сковородкам, били угольными щипцами по кочерге. Называли это “хэбэр биру”. У тех, кто топил баню, привязывали веревку к венику, и тянули его через дымоход. Те, кто был в бане, выбегали, решив в страхе, что это чёрт передвигает веник. А мы прятались в это время в сугробе. Было еще и такое гадание: брали кочергу и от порога мерили двор. Считалось, в какую сторону кочерга оставляет след, туда и пойдешь замуж. Также гадали по забору: если выпадал “бабай” – будет жених постарше, если “егет” — помоложе. А наутро рассказывали маме, как все прошло. Мама ставила в чулане на полу, у окошка два полена, одно — толстое, а другое — потоньше. Какое за ночь упадет, таких больше и умрет. Упадет толстое полено, больше умрет пожилых. Еще мама говорила: ”Вы девушки на выданье”. Заставляла надевать платье наизнанку и отправляла спать, говоря: ”Что приснится — то и сбудется”.

Насима Мулламухаматовна Ибрагимова, ветеран педагогического труда, 1952 г.р.

— Мы уже более позднее поколение. Думаю, что сохранились все обряды. Для нас гадания в этот день были вроде игры. Заходили в хлев, ловили курицу и давали воду: если пьет, значит выйдешь за пьющего. Также подслушивали под окнами. Некоторые мужчины в шутку переодевались женщинами. В годы работы в школе выходили на дежурство, чтобы молодежь не шалила. У одного учителя, когда он был на дежурстве, местная молодежь сняла ворота и перенесла в другое место. Бывало, что поленницу у людей разбирали, или перетаскивали куда-нибудь.

Поделилась своими воспоминаниями и жительница с. Сараши Назифа Тавабиловна Алдарова, которой в этом году исполнилось 100 лет. “Настроение поднимали себе сами. Ловили курицу и ставили перед ней воду, хлеб, пшеницу и уголь. Говорили, что если воду выпьет — то выйдешь за пьющего, если хлеб клюет – за середняка, если пшеницу – то за обеспеченного, а если уголь – то за черного душой. Жила у нас в селе одна женщина, у которой был сын призывного возраста, и она не хотела отпускать его в армию. В канун Плаушинья пошла она погадать: подошла к одному из домов и слушает. Решила: “Что услышу, то и сбудется”. Из дома послышался голос: “Не пойдет, не пойдет”. И правда, сына ее в армию не взяли. Что касается гадания с овцами, то ловить животное в собственном хлеву было нельзя, нужно соседскую овцу, или любого постороннего человека. Тогда народ был веселее, более открытый. Сейчас попробуй зайди в чужой хлев… Раньше, например, молодежь собирала пожилым дрова в поленницу. А потом стали, наоборот, разбирать, мол, в шутку. Со стороны улицы подпирали или запирали ворота, двери, складывали поленья прямо перед дверями. Заносили в этот вечер дрова домой, брали столько, сколько возможно, если уронил одно полено — все, значит, в этом году не поженитесь со своим молодым человеком, а только будете встречаться. После того, как занес домой, пересчитываешь, если четное число — говорили, что выйдешь замуж. Еще гадали по забору, считали так: “капчык, мишек, чымылдык”. Если забор заканчивался на “капчык” — будущий муж будет со средним достатком, если на “мишек” — то богатым, а “чымылдык” — бедняком. Говорили, что на Плаушинья-кич можно в столовую ложку налить воды и вынести в чулан, а потом утром посмотреть: если она замерзла — весна придет не скоро, еще 40 дней будет подмораживать. Если же не замерзала, то холода скоро закончатся и весна будет ранней”, — поделилась своими воспоминаниями столетняя бабушка.

Вот так встречали весну наши предки. Этот обычай символизировал духовное богатство людей, вселял надежду, желание жить и радоваться.

Роза Гиззатуллина.

Фото Ибрагима Тимганова.


При использовании материалов сайта обязательно указывайте ссылку. Без нее любое размещение материалов будет рассматриваться как нарушение авторских прав редакции "Тан" ("Рассвет").


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *