Очень многие из вас могут помочь сделать исторические открытия. Все будут вам благодарны за помощь, особенно молодое поколение.
А началось все так: в музее Султаная на стенде мы увидели старинную фотографию. По нашему предположению, на фотографии мугаллимы, шакирды и, возможно, выпускники Султанаевского медресе — всего 61 человек. Фото было плохого качества, и возник вопрос: «Сохранился ли оригинал?». Одна женщина по имени Раиса тихонько произнесла: «У меня». Мы только еще успели приехать в гости к Гульзихан — апа, Раиса уже несет нам эту фотографию. Фото большого размера отличного качества, только со временем покрылось мелкими трещинками. На вопрос, есть ли у кого-то еще такое фото, отвечает, что, наверное, нет, так как музей Барды тоже перефотографировал ее.
Раиса Аминова-Иманаева рассказала, что на фото есть ее дед Мирзий Ахметзянович Габдукаев, который родился в 1882 году в Султанае. Учился в медресе, в какие годы неизвестно, но на фото он уже с усами. Предположим, что он поступил в медресе в 11 лет и учился 12 лет. Исходя из этого, можно было бы сделать вывод, что фото сделано не позднее 1905 года. Мирзий работал учителем начальных классов в деревнях Сюзянь, Карьево. Вышел на пенсию по выслуге лет, переехал обратно в Султанай. А дальше трагическая судьба, как у многих соотечественников. В архивном деле ПермГАСПИ. Ф.641/1. Оп.1. Д.13387 записано: Арестован 14.10.1937. Осужден 04.11.1937. Обвинение по печально известной 58 статье: КРА — контрреволюционная агитация. КРД — контрреволюционная деятельность. Приговор: ВМН — высшая мера наказания, конфискация имущества. Расстрелян 05.11.1937 г.
Раиса сокрушается: «Бабушка прожила до 1991 года, а мама до 2011 года. Слушала их рассказы, думала, что запомню. Надо было все записывать. С годами из памяти многое стирается». Тем не менее, указала на фото друзей своего деда: Кариев Хабибрахман, будущие супруги Казанбаевы Габдулазян и Касима, будущие супруги Набиевы Назмухан и Закия. Не вспомнила в лицо только Назмухана.
Первое открытие сделала Лейла из Казани. Она с уверенностью сказала, что женщина в белом платье справа, — это ее прабабушка Джуайра. И в очень молодом возрасте. Значит можно сделать предположение, что на фото может присутствовать и ее муж Миргалим, который, как нам известно, какое-то время работал мугаллимом в медресе.
Еще одного человека на фотографии опознали Фирдания с Сарией Тубиловой. Она родом из Ишимово и сама активно интересуется историей своего села. Сария дружит со старожилом деревни Ишимово Лябибой-апа Зимасовой, которая передала ей фото 4-х шакирдов. На нем стоит справа родной дядя Лябибы-апа — Мухаметнаджиб Мухаметкашшафович Булатов (для краткости будем называть его Наджиб). После тщательного сравнения с фото с медресе Фирдания и Сария пришли к выводу, что на обеих фотографиях присутствует один и тот же человек. Наджиб — внучатый племянник Гаты-хазрата, — внук его старшей сестры Фархизихан Арманшаовны Булатовой-Мансуровой. Если предположить, что на фото Наджибу 12-15 лет, то значит фотография могла быть сделана между 1910 и 1913 годом. Вряд ли позже 1914 г., когда Гата-хазрат был банкротом и ему уже было не до фотографий.
Вспоминает Лябиба-апа: «Наджиб родился в 1898 году в д.Ишимово Бардымского района в семье имама Мухаметкашаффа Булатова и Мархабы Зиннатулловны Булатовой-Юлаевой. Когда ему исполнилось семь лет, его отдали учиться в медресе в Султанае. Там он проучился 12 лет. После окончания медресе учился на курсах по подготовке учителей в городе Оса, получил свидетельство учителя. Работал учителем в селах Искирь, Искильда. После образования сельских советов несколько лет работал секретарем Березниковского сельсовета. В 1933 году отца арестовали, после чего Наджиб с семьей был вынужден покинуть деревню. Семья поселилась в каком-то городе, он работал на забое (добывал уголь). На работе произошел несчастный случай, его вывели на инвалидность. Затем они поселились в поселке Куеда. Там он прожил до последних дней своей жизни» .
Напрашивается еще одна версия, что фотография сделана после открытия женского медресе в Султанае, то есть после 1910 года. На это указывает много женских лиц на фото. Но это не факт, т.к. девочек и до медресе учили в домашних условиях жены богатых мулл и хазратов, которых называли абыстай.
Фотография хранит много тайн. Может быть, на фото есть писатель Карим Амири и поэт Шайхулла Тулвинский, которые в разные годы учились и работали в медресе.
Сделаем смелое предположение. В центре среди мужчин на самом почетном месте сидит одна женщина. Такой чести могла быть удостоена только жена Гаты-хазрата, которая по своему социальному статусу была выше всех остальных женщин. Её звали Шамсехаят, – она была его второй женой. В то время женщины не могли сидеть рядом с незнакомыми мужчинами. Поэтому правее нее в самом центре в светском костюме с галстуком, очевидно, сидит сам Мухамет-гата Мансуров! А кому же еще быть в центре, кроме самого основателя этого медресе?! Задаемся вопросом, почему об этом раньше никто не догадался. Одна из причин в том, что считалось будто Гата-хазрат 1834 года рождения. Тогда на фото он был бы 76-летним стариком. Реально доказано по ревизским сказкам, что он родился в 1850 году. Получается, на фото ему примерно 60 лет и он вполне соответствует своему возрасту. Другая причина – фотография эта не была в открытом доступе, а хранилась только у Раисы. Рядом с ними по обе стороны, скорее всего, их сыновья. Правее Гаты-хазрата щегольски одетый в белый костюм с галстуком-бабочкой, явно городской житель — Миргалим. Он был и наиболее близок из всех сыновей, Гата- хазрат позже передал ему мельничный бизнес. Как было отмечено выше, на фото присутствует его жена Джуайра, но она сидит отдельно. По нашим догадкам, это связано с тем, что если бы она села рядом с Миргалимом, то оказалась бы по другую руку рядом с мужчиной, а это недопустимо. Левее Шамсехаят очевидно другой их сын — Касим, Фатых или Магсум? Далее правее и левее их сидят мугаллимы медресе. По разным источникам, их как раз восемь человек.
Самое подробное, известное нам описание медресе сделал Габдулла Садырттинович Нурсубин, который тоже должен быть на этой фотографии. Он написал свои воспоминания в 1971 году по просьбе писателя Рашита Ягафарова. Оригинал рукописи хранит у себя Гульзихана — апа, которая любезно разрешила нам ее переснять. Кроме того, его дочь Роза Нурсубина в 2010 году издала о нем книгу на татарском языке «Жизнь прожить – не поле перейти». В рукописи есть список имен, закончивших Султанаевское медресе, — мы называем его список Нурсубина:
Атнабаев Рахимзян; Тулвинский Шайхулла; Батыркаев Андар; Мавлютов Фатих; Бикметов Малик; Акманаев Габдрахман; Акманаев Габдулахат; Рахмангулов Шархат; Туктамышев Гарафи; Туктамышев Мухутдин; Габдукаев Мирзи; Ягафаров Нурулла; Ягафаров Замалетдин; Юлдашев Ханафи; Аминов Фазиль; Аминов Фахрислам; Мансуров Амин; Мансуров Асгат; Мунасыпов Фуат; Муратов Габдулла; Кантуганов Амир; Нурсубин Габдулла; Набиев Назмухан; Амиров Карим; Салихов Габдулла; Булатов Зия; Булатов Заки; Салихов Зия; Мазитов Файзулхак; Мазитов Габдулхак; Мазитов Хафиз; Мазитов Габдулахат; Биктимиров Губай; Мансуров Хабибрахман; Габдулманов Халимулла; Балтыков Магсум; Усаев Галимджан; Габдульманов Суфи; Юсупов Габдулхай; Габдулманов Мухлис; Казанбаев Габдулла; Туктамышев Кашфулла; Юнусов Мухаметдин; Абдулов Фарит; Абдулов Кавый; Абдулов Назмулла; Балтачев Гирей; Балтачев Шарифзян; Мансуров Батыр; Аминов Исрафил.
Девушки: Маннапова Сабира; Сабитова Хаят; Халилова Аниса; Атнабаева Муршида; Ягафарова Мунира; Адутова Гульсум.
Это далеко не полный список выпускников медресе, который будет пополняться.
Друзья! Вглядитесь в лица на фотографии, сравните их с имеющимися фото у родных старшего поколения. Может и вы будете соавтором истории этой фотографии, а значит, и истории родного края!
В завершении от всех нас благодарность Раисе, низкий поклон ее родителям, деду Мирзию за сохраненную память. Даже не хочется думать, что эта фотография могла исчезнуть в глубине лет, как многие другие свидетельства своего времени.
Иван Квашнин, Фирдания Ромашева.