История моей семьи – история Родины

Великая Отечественная… Священная.… Под этими именами вошла в историю священная война советского народа против фашистского нашествия 1941-1945 годов. Она являлась одним из самых тяжких испытаний, выпавших на долю Отчизны.
Великая Отечественная война коснулась каждого конкретного человека, память о ней навсегда в сердце каждого человека. Потому что это история участия каждой семьи в этой кровопролитной войне и трагедии советского народа.
Я, Ильгам Булатович Рангулов , хочу рассказать о судьбе нашей семьи, о судьбе дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки, которых уже нет в живых, но они живут в нашей памяти… Я родился уже после их смерти. Они смотрят на нас с пожелтевших фотографий.
Моя молоденькая прабабушка Рангулова Шарифа Хайдаршовна, отправив на фронт своего мужа, осталась одна с четырьмя малыми детьми. Не хватало еды, тепла. Старший сын умер на глазах матери. Чтобы прокормить оставшихся детей, прабабушка работала с утра до вечера. Мужа так и не дождалась с войны. В тридцать лет она стала вдовой, через всю жизнь пронесла любовь к своему мужу, воспитала своих детей. Рангулов Шарифулла Галиевич погиб у деревни Погорелки Ржевского района Калининской области. Рядом с ним разорвалась вражеская бомба. О последних минутах жизни этого крепкого, сильного, жизнелюбивого и веселого человека написал в своем письме его боевой товарищ из Башкирии. Иногда мне кажется, что Александр Твардовский свое гениальное стихотворение «Я убит подо Ржевом» посвятил Рангулову Шарифулле. Убитый боец обращается к нам с надеждой, верой и тревогой, он остается нашим современником, чувствует себя частицей нашей земли, чувствует каждую весну, пробуждение Земли. Изучая историю Отечества, я все больше задумываюсь о том, кто я такой, откуда мои корни. И чем больше я узнаю, тем больше понимаю, что история моей семьи – это и есть история страны, которая называется Россией.
Мой дедушка по материнской линии — Исмагилов Лотфулла Габдуллович родился в деревне Куземьярово Бардымского района Пермской области в 1922 году. Как и все, он тоже встал на защиту Отечества. Сначала ушел на фронт его старший брат Мухаммат.
О начале войны бабушка рассказывала дочерям ( моей маме и её сестрам) так: «22 июня был национальный праздник — Сабантуй. После посевных работ народ веселился, отдыхал, все были довольные. Вдруг репродуктор просит тишину. Произносится страшное слово: «война». В июле отправляли из деревни первых добровольцев. Около сельского совета жители собрались на митинг. Женщины тихо плакали. Дети пока беспечны. Вот тронулись подводы. Начинается громкий плач, крики. На одной из подвод поднимается мужчина — Коняков Назмугата и громко говорит: «Не плачьте! Вот скоро отрежу ухо Гитлера и привезу вам. А вы работайте и ждите нас!». Но он с войны не вернулся. Как мужья приказали, женщины работали и ждали их с войны. Фронт и тыл сплотились в единый нерушимый лагерь.
В сентябре пришел черед и дедушки. Ему было 19 лет. Какое совпадение: ушел 25 сентября 1941 года, вернулся тоже 25 сентября, но только в 1945 году! Ушел, а впереди 4 года сражений в составе матушки-пехоты, боевые вылазки, бессонные ночи, марш-броски и ранения.
Его фронтовой путь тяжелыми верстами пролег через грандиозную битву за Сталинград, за освобождение Прибалтики и победно закончился в Восточной Пруссии. Дедушка рассказывал своим дочерям, как он участвовал в освобождении городов Каунас, Шауляй и был ранен. Служил тогда в составе 1-го Прибалтийского фронта (Командующий генерал И.Х. Баграмян). Здесь места равнинные, низкие, на многие километры протянулись болота и топи. Враг был еще сильным и упорно сопротивлялся. Но не было силы, которая смогла бы остановить наступательный прорыв советских войск. Лотфуллу дома ждали любимая жена и дочь.
Бабушке Газиме Асхатовне в 1941 году исполнилось только 18 лет, она осталась с годовалой дочкой. Их семья была большая: отец и мать, 2 племянника-сироты, четырнадцати и десяти лет, еще жена брата с двухмесячной дочерью. Деревня осиротела, мужчины на фронте, их заменяли женщины, дети, старики. Бабушка Газима работала продавщицей и помощником бригадира.
Тогда все было по-другому. Никто не отказывался от работы. Кто мог держать лопату, вилу, топор – уже полноценный работник. Поле надо было вспахать, засеять, убрать и сдавать государству зерно. Районная газета «Колхоз юлы» («Колхозный путь») писала о том, что колхозники деревни Куземьярово получили с каждого гектара 16 центнеров пшеницы, 12 ц овса, 16 ц ржи и сдали государству.
Еще прибавился военный налог. Кроме того, собирали всем миром деньги на строительство самолетов, танков. Колхоз был награжден переходящим красным вымпелом за высокие показатели по сбору налога.
А с фронта приходили тревожные вести и «похоронки». Почтальонкой тогда работала Иманаева Вахтана. Муж на фронте, пятеро детей. Ее дом стал центром, там женщины и радовались, и плакали, получая новости от ушедших на фронт.
Бабушка вспоминала, как прадедушка Габдулла играл на самодельной скрипке и плакал, вспоминая сыновей. К ним приходили старики-соседи и молились, «чтоб Гитлера скорее победили, чтоб сыновья вернулись живыми с победой».
Зима 1941-1942 годов была суровой. В деревню где-то в январе привезли эвакуированных из Петрозаводска и Ленинграда. Они стали жить в большом двухэтажном доме, обустроились. Бабушка вспоминала, что эвакуированные были очень работящие, катали валенки, шили из старых вещей одежду. У нас рядом с деревней есть лес, где растет орешник- лещина. Лещина хорошо горела. Эвакуированные ее много срубили. Местное население не запрещало им. Только после войны с сожалением рассказывали об этом: «Как раньше много было орехов. Во всем виновата война».
Когда механизаторов – мужчин забрали на фронт, обучали девушек. Конякова Карима и Кутлубаева Разифа – подруги моей бабушки — всю войну работали на тракторе. Им было тогда только 17 и 19 лет соответственно.
Зимними вечерами после тяжелой работы собирали посылки для солдат. Бабушка была активной комсомолкой. Она сама организовала сбор теплых вещей. Вражеское вторжение вызвало у народа взрыв религиозных чувств. Бабушка вспоминала, как с ними по домам ходил и старенький мулла — мусульманский священник, он возносил молитвы за скорейшую победу, за здоровье Сталина.
Уже когда войска стали освобождать города и села от немецких захватчиков, организовали фонд помощи жителям сел и городов, освобожденных от фашистов. Для госпиталей организовали сбор лекарственных трав. Много собирали шиповника. И никто не жаловался, хотя уже в деревне начался голод. Семья Миняшевых погибла от голода. Остались только дети. Бабушка рассказывала, что где-то в 44-м году в сельпо получили консервы. Думали, что это такое? А это из Америки прислали несколько банок тушенки. Их давали тем, кто опухал от голода.
Летом вся деревня была на «подножном корме». Собирали зелень, пикан, лебеду, щавель, дикую горчицу и др.
Все это можно было употреблять в пищу. Говорят, это помогло им выжить. Но иногда и отравлялись. Был такой случай: дети весной ушли в поле и съели горох, только что посеянный и отравились. Отравлялись дурманом.
Лотфулла и его старший брат Мухаммат раненные, но живые, вернулись с орденами на груди. Дедушка с бабушкой растили детей, их семеро. Честно работали, дали детям образование, к сожалению, рано умерли. Дедушке было 67 лет, бабушке – 66.
Но, я думаю, они не зря прожили. Оставили после себя своих детей, внуков. Вот сейчас я много думаю, хотя я еще совсем молод, о своих предках, об истории, об их месте в этой истории. Я думаю, что участники Великой Отечественной войны и труженики тыла совершили чудеса героизма.
Жертв было много. А ведь на фашистов работала вся Европа. Но наши дедушки и бабушки победили в этой войне. Все дальше в прошлое уходят от нас годы войны. На смену одним поколениям приходят другие. Мы, молодое поколение, должны быть достойными их памяти и быть такими, как они. 9-Мая будем праздновать 65-ю годовщину Великой Победы. Это общий праздник, горжусь, что я — внук победителей.
Ильгам Рангулов.

Примечание редакции: Данная работа была написана в 2010 году с помощью родителей Резиды Лотфулловны и Булата Фасахетдиновича Рангуловых, Балтаевой Раисы Лотфулловны (1940 г. рождения) – старшей сестры матери и заняла первое место на краевом конкурсе сочинений.

 


При использовании материалов сайта обязательно указывайте ссылку. Без нее любое размещение материалов будет рассматриваться как нарушение авторских прав редакции "Тан" ("Рассвет").


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.