Особенности Бардымского тастымала

ТастымалЧасто в сундуках наших бабушек, прабабушек можно найти тканое узором длинное полотенце, которое называется «тастымал» и вышитое узором, в основном для повседневного использования – «солге».
Эти полотенца были широко распространены на территории не только нашего, но и соседних районов. Несмотря на то, что культура окружающих народов: татар, башкир из Татарстана и Башкортостана, русских оказала большое воздействие на формирование местных особенностей ткачества гайнинцев, бардымские ткачихи смогли сохранить свои неповторимые узоры и передать их из поколения в поколение.
Как выяснилось, тастымалы у гайнинцев предназначались для различных целей. Исходя из литературных источников и полевых материалов, можно провести классификацию по их применению — для повседневного использования, украшения жилища, выполнения традиционных ритуалов, народных и семейных праздников.
Результаты этнографических экспедиций по Бардымскому, Октябрьскому, Березовскому, Уинскому, Лысьвенскому, полевые материалы по Осинскому и Чернушинскому районам позволяют делать вывод, что тастымалы, изготовленные в Бардымском районе, имеют свои характерные отличительные признаки, неповторимые самобытные черты.
Основное отличие заключается в цвете тастымала. Если в соседних районах они в основном светлого цвета, то бардымские — преимущественно красного и черного. Второе отличие бардымских тастымалов – это их размеры. Так, в длину они доходили до четырех метров, а застольные достигали и семи. Если обычная ширина подобных изделий 45–50 см, то гайнинские, отличались большой вариантностью и имели ширину от 30 до 60 см, а орнаментированные парные концовки достигали в длину 100 см.
По этому поводу местная ткачиха Фаузия Муллазянова из д. Копчиково Березовского района рассказала, что бардымский народ всегда был богаче по сравнению с другими народами, поэтому и размер их тастымалов больше. Такого же мнения и собеседники из Октябрьского района.
Что касается орнаментов, то тастымалы из нашего района отличались необычным оформлением, тенденцией размещения на пестром фоне узоров, например, в виде розеток (бутонов цветов), «кубэлэк» (бабочка), «кояш» (солнышко), «йолдыз» (звезда), тогда как в традиционных тастымалах преобладают узоры в виде различных геометрических форм. В конце ХIX – начале ХХ вв. широко использовалось ткачество двумя цветами, когда фон выполняется из нитей белого цвета, а орнамент – из красного. Рисунок с изнаночной стороны по отношению к лицевой – негативный. В середине прошлого столетия появился вид узороткачества, где количество цветов доходило до десяти.
В бардымских тастымалах узоры составляют трехчастную композицию, то есть верхняя и нижняя часть композиции представляют одну широкую полосу узора, а средняя – две. В других районах такой закономерности нет.
В 50-60-е годы в Бардымском районе появились новые формы тастымалов. Их особенность состояла в том, что центральная часть представлена из вафельной ткани, а края — самотканные. Исследования в соседних районах подтвердили наличие такого вида тастымалов только у нас.
Сегодня в Бардымском районе мастериц по ткачеству тастымалов мало. Эти некогда распространенные тканные узором длинные полотенца в настоящее время являются редким явлением, даже реликвией. Теперь их можно увидеть только во время свадеб и праздников.

Эльвина Илькаева,

 выпускница

Бардымской гимназии

 (рук. Д.Н. Мунасипова).


При использовании материалов сайта обязательно указывайте ссылку. Без нее любое размещение материалов будет рассматриваться как нарушение авторских прав редакции "Тан" ("Рассвет").


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.