Часто в сундуках наших бабушек, прабабушек можно найти тканое узором длинное полотенце, которое называется «тастымал» и вышитое узором, в основном для повседневного использования – «солге».
Эти полотенца были широко распространены на территории не только нашего, но и соседних районов. Несмотря на то, что культура окружающих народов: татар, башкир из Татарстана и Башкортостана, русских оказала большое воздействие на формирование местных особенностей ткачества гайнинцев, бардымские ткачихи смогли сохранить свои неповторимые узоры и передать их из поколения в поколение.
Как выяснилось, тастымалы у гайнинцев предназначались для различных целей. Исходя из литературных источников и полевых материалов, можно провести классификацию по их применению — для повседневного использования, украшения жилища, выполнения традиционных ритуалов, народных и семейных праздников.
Результаты этнографических экспедиций по Бардымскому, Октябрьскому, Березовскому, Уинскому, Лысьвенскому, полевые материалы по Осинскому и Чернушинскому районам позволяют делать вывод, что тастымалы, изготовленные в Бардымском районе, имеют свои характерные отличительные признаки, неповторимые самобытные черты.
Основное отличие заключается в цвете тастымала. Если в соседних районах они в основном светлого цвета, то бардымские — преимущественно красного и черного. Второе отличие бардымских тастымалов – это их размеры. Так, в длину они доходили до четырех метров, а застольные достигали и семи. Если обычная ширина подобных изделий 45–50 см, то гайнинские, отличались большой вариантностью и имели ширину от 30 до 60 см, а орнаментированные парные концовки достигали в длину 100 см.
По этому поводу местная ткачиха Фаузия Муллазянова из д. Копчиково Березовского района рассказала, что бардымский народ всегда был богаче по сравнению с другими народами, поэтому и размер их тастымалов больше. Такого же мнения и собеседники из Октябрьского района.
Что касается орнаментов, то тастымалы из нашего района отличались необычным оформлением, тенденцией размещения на пестром фоне узоров, например, в виде розеток (бутонов цветов), «кубэлэк» (бабочка), «кояш» (солнышко), «йолдыз» (звезда), тогда как в традиционных тастымалах преобладают узоры в виде различных геометрических форм. В конце ХIX – начале ХХ вв. широко использовалось ткачество двумя цветами, когда фон выполняется из нитей белого цвета, а орнамент – из красного. Рисунок с изнаночной стороны по отношению к лицевой – негативный. В середине прошлого столетия появился вид узороткачества, где количество цветов доходило до десяти.
В бардымских тастымалах узоры составляют трехчастную композицию, то есть верхняя и нижняя часть композиции представляют одну широкую полосу узора, а средняя – две. В других районах такой закономерности нет.
В 50-60-е годы в Бардымском районе появились новые формы тастымалов. Их особенность состояла в том, что центральная часть представлена из вафельной ткани, а края — самотканные. Исследования в соседних районах подтвердили наличие такого вида тастымалов только у нас.
Сегодня в Бардымском районе мастериц по ткачеству тастымалов мало. Эти некогда распространенные тканные узором длинные полотенца в настоящее время являются редким явлением, даже реликвией. Теперь их можно увидеть только во время свадеб и праздников.
Эльвина Илькаева,
выпускница
Бардымской гимназии
(рук. Д.Н. Мунасипова).