Мои первые уроки

Осень 1946 года была ясной. Видимо, и природа решила по-своему украсить первый мирный послевоенный год. Мне это время года запомнилось своими незабываемыми и волнительными событиями. Тогда я как учительница впервые переступила порог школы. Приказом районного отдела образования меня назначили в Верхашапскую школу. На исходе августа я пешком отправилась из Константиновки в эту деревню. Нашла. Заведующий школой Тазетдинов Файзрахман-абый, оказывается, жил в Талканке. Его семья приняла меня с распростертыми объятиями.
Утром 1 сентября вместе с Файзрахманом-абый отправились в Верх-Ашап. Льет дождь. Я медленно, с волнением и тревогой иду вслед за Файзрахманом-абый. Добрались до школы — небольшого здания из двух комнат. В этих комнатах, разделив ребят на два класса, учили детей 1-4 классов. Детей так много, что за некоторыми партами их сидит по трое. Веселые детские лица, их доброе отношение разогнали мои тяжелые мысли.
После уроков Файзрахман-абый говорит:
— Фания, ты иди, мне еще в правление колхоза надо зайти.
А дождь все идет. Я, укрывшись брезентом, полусогнутая, бреду домой. И вместо Талканки ушла в сторону Куеды! К счастью, мне встретился константиновец Фатих-абый, который возвращался из Куеды, с ним я добралась до Талканки, к Файзрахману-абый. Таким был первый день моей учительской биографии. Также крепко запомнилось еще одно событие. В начале ноября из областного управления образования приехали с проверкой двое инспекторов. А я проверенные тетради 1-3 классов забыла в Талканке! Побежала прямиком домой. Когда переходила мост через речку Башап, сорвалась и упала в ледяную воду. С трудом собрала тетради. Так в мокрой одежде и пришла в школу. Начался урок. Для первого класса нужно написать буквы на доске. Мел, принесенный детьми, толком не пишет. Замучилась. Бумаги и цветных карандашей нет. Не у всех детей есть и ручки, карандаши, тетради. Это тоже мешает хорошо вести урок…
Но вот урок закончился. Инспекторы проанализировали его, указав плюсы и минусы. Потом слово дали мне. Я сказала, чего не хватает — как же буду учить этих детей читать и писать? И даже расплакалась, сказав, что из меня, наверное, учителя не выйдет.
Помню, тогда инспектор Сара-апа меня успокоила:
— Доченька, не переживай, все будет хорошо. Из тебя еще получится прекрасный учитель.
Доброе слово меня очень воодушевило. Даже в самые трудные моменты не сдавалась. На протяжении 35 лет, до самой пенсии, была верна своей профессии. Хвала Всевышнему, и сейчас веду здоровый, активный образ жизни. Хожу на пятничную молитву. Деревня Верх-Ашап, где я когда-то давным-давно начинала свой путь учителя, до сих пор живет в глубине моего сердца. Тогда ко мне, совсем юной девушке, и стар и млад почтительно обращались «апа».
Фания ГУЗАИРОВА,
ветеран педагогического
труда.

При использовании материалов сайта обязательно указывайте ссылку. Без нее любое размещение материалов будет рассматриваться как нарушение авторских прав редакции "Тан" ("Рассвет").


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *