В 1966 году решением районного исполнительного комитета Бичуринская, Тюндюковская и Березниковская восьмилетние школы были преобразованы в средние. Руководство района придерживалось принципа: будет школа, будет жить и село. С того времени минуло 50 лет.
Возглавить Бичуринскую среднюю школу доверили Василю Миргалимовичу Мусину, только что окончившему Киевский государственный институт физической культуры и спорта. Молодой директор взялся за дело засучив рукава. Двадцать лет спустя, в 1986 году, была построена и введена в эксплуатацию новая, трехэтажная школа, соответствовавшая всем требованиям времени. Через 2 года исполняется 100 лет, как в Бичурино была открыта первая советская школа.
Это знаменательные для села дни. Ведь немало, наверное, тех, кто скучает по старому деревянному зданию школы, учителям, по школьным годам, оставшимся позади.
— Когда меня назначили директором школы, подготовка к новому 1966-67 учебному году далась нелегко, здание 1935 года постройки, котельная старая, в школе холодно. Создать условия было делом нелегким. Ежегодно при содействии родителей мы заготавливали 1 500 — 2 000 кубометров дров, за что им огромное спасибо. Ездил на велосипеде (зимой — на лыжах) в 7 деревень, где жили наши ученики: Бардабашку, Старый Чад, Сыркаеш, Явышкыр, Учкул, Малиновку и Кызылъяр, — рассказывает Василь Миргалимович.
Да, он не жалел ни сил, ни времени, чтобы школа работала, жила. Чувство ответственности, упорство в достижении цели — его неотъемлемые качества.
— Контролировал работу всех учителей, сотрудников. Я был требовательным, но справедливым. В течение учебного года посещал по 200-300 уроков. Мы давали детям знания, основы воспитания, учили труду. Школе принадлежало 50 гектаров земли, где мы работали и зарабатывали ежегодно по 120-150 тысяч рублей (это в 2000-е годы). Помогали колхозу имени Нариманова, к уборке картофеля привлекали учащихся и 4-5 классов. Выращивали капусту, убирали лен, работали на ферме, собирали металлолом и макулатуру, создавали тимуровские отряды. В те годы агитационная работа была мощной, днем учителя работали в школе, а вечером встречались с народом. Мы активно участвовали в общественной работе. Избирался депутатом сельсовета и районного Совета. Будучи лектором-международником общества «Знание» районного и областного уровня, просвещал людей по вопросам международной обстановки. В год читал по 30-40 лекций.
За годы работы директором, а это 37 лет и 4 месяца, не было предмета, который бы не преподавался. Приглашал учителей и из других районов. Преподавать физику и математику, например, пригласил Рауфу Мирсаяфовну из д. Аитково Лысьвенского района — она работает до сих пор. Из Куземьярово приехали Назмулахат и Сазида Котлыбаевы. Школа для меня была всегда на первом месте. Каждый день работал с учителями, учащимися, родителями. Занимался, проводил профилактические беседы, посещал неблагополучные семьи.
Отдельно хочется остановиться на строительстве новой школы. Еще в 70-е годы я приступил к этой кропотливой работе. Чтобы довести дело до конца, обращался не только к областным органам власти, но и от имени родителей писал письма в Москву, тогдашним руководителям страны — Брежневу, Черненко и Горбачеву. Нам удалось добиться поставленной цели, в том числе и благодаря руководству района, особенно поддержке Михаила Александровича Радостева, — вспоминает В.М. Мусин.
Успешная организация директором учебно-воспитательного процесса, методической и административно-хозяйственной работы, руководство и контроль, тесное взаимодействие с родителями, общественностью — все это принесло прекрасный результат. Учащиеся получали качественное образование, побеждали на районных, краевых, всероссийских олимпиадах, конкурсах. Делегации, посещавшие район, в большинстве случаев направлялись в Бичуринскую школу. В 2001 году школа стала победителем конкурса среди национальных школ области, в 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002 годах становилась лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года», лауреатом Всероссийского конкурса «Школа высшей категории — 2004», «Школа XX века» и «Академическая школа». Учебное заведение занимает видное место среди 86 национальных школ региона. «Большую роль в наших достижениях сыграли старательный, добросовестный совместный труд педагогического коллектива, поддержка родительского сообщества. Наиважнейшая наша задача — воспитание личности, способной учиться, глубоко усваивать знания, имеющей высокий уровень мышления», — с гордостью говорит директор. Выпускники школы живут и работают в разных городах и селах страны, радуя успехами своих учителей. Среди них есть известные ученые, военные, работники образования, медицины, культуры и другие, есть и те, кто успешно живет и работает в районе. Они с уважением и благодарностью пишут в своих письмах о школе, учителях.
Бичуринская школа показывает хорошие результаты не только в учебе, но и спорте. Здесь уделяется много внимания укреплению здоровья детей, ведь молодое поколение — это будущее нашей страны. Будучи известным спортсменом, Василь Миргалимович на своем примере воспитывает учащихся в физическом плане, из ребят он готовит сильных, волевых спортсменов. «В прежние годы мы двумя-тремя командами постоянно занимали призовые места. 20 лет возглавлял объединение учителей физкультуры района, причем делал это бесплатно. Я внес большой вклад в повышение престижа физической культуры и уровня образования учителей данной дисциплины. Спорт я любил всегда, еще с детства. В десять лет катался на лыжах, сделанных местными умельцами», — вспоминает он.
У опытного педагога Василя Миргалимовича, педагогический стаж которого составляет 46 лет, есть свое мнение и по поводу ЕГЭ: «По-моему, учащихся заставляют отвечать на ненужные, бессмысленные вопросы. Сейчас некоторые выпускники школ не умеют даже вести разговор. Кажется, что это уничтожение передовой советской системы образования», — говорит учитель-ветеран.
— Кого Вы считаете продолжателем своего дела?
— В первую очередь, директора Бичуринской средней школы Файрузу Фаизовну Махмудову. Это наша первая ученица, окончившая школу с золотой медалью. Затем ее заместителей — Резеду Равилевну Камакаеву и Эльмиру Мирзевну Исмакаеву.
В настоящее время учителям приходится нелегко, они завалены бумажной работой. Надеюсь, мои наставники продолжат мое дело, несмотря ни на какие трудности. Пусть выпускники нашей школы будут образованными, человечными, порядочными людьми, приспособленными к современным условиям, отличаются упорством, настойчивостью, целеустремленностью.
— Вы — автор нескольких книг, среди них есть и посвященная политической теме. Признаете ли, что наряду с передовыми идеями, были и недостатки в партийном, советском периоде нашей истории?
— Самым большим недостатком тех лет было излишнее увлечение теорией марксизма-ленинизма. Теорию нужно было совмещать с практикой. А народу есть было нечего. Нам навязывали учение, не соответствующее реалиям. Возьмем, например, Китай — то, что сделал он, могли бы сделать и мы. Советская власть боролась с религией, но ведь религия не учит плохому, ставя себе целью воспитание человека, личности. Нужны ли были эти броски из крайности в крайность? Молодежь осталась в стороне. Еще одна серьезная ошибка — раскулачивание здоровых сил села, настоящих тружеников. И в то же время, у советской власти было и немало очевидных преимуществ.
— Что для Вас самое главное в жизни?
— Служить народу, особенно детям. Жить для них. Я даже к первоклашкам обращался со словами: «Здравствуйте!». Прикладывал все усилия для того, чтобы деревенские ребятишки получали хорошее образование, учились в достойных условиях. Кажется, любовь к школе сказалась на моем отношении к собственной семье, которой я недодал своего тепла.
Никогда не смогу принять современную жизнь. Лучшие человеческие качества нынче не в цене. У молодых людей, только окончивших институт, спрашивают опыт работы. Как это понять? Откуда взяться опыту, если даже не попробовал работать? Отсутствие работы заставляет мужчин трудиться вахтовым методом. А ведь в семье нужен отец, его воспитание. Хочется, чтобы каждая семья была дружной, полной.
— Какие у Вас планы, мечты?
— Живу мечтой как 11 ноября откроется музей, посвященный моей школе и деятельности. Стараюсь не отставать от жизни, смотрю телевизор, понемногу читаю газеты, журналы. Ежедневно хожу пешком по 6-8-10 км, зимой катаюсь на лыжах. Утром 20-25 минут выполняю физические упражнения. Участвую в лыжных соревнованиях, нынче занял I место. Думаю, что дожил до 81 года только благодаря великой физической культуре. Жизнью своей доволен, поставленных целей достиг, моя школа — это моя судьба.
Роза Гиззатуллина.
Карамат Габдрахимович Сулейманов, начальник Бардымской ПМК «Пермагропромстроя» в 1986-89 годах.
Под его руководством в Бичурино была построена новая школа на 464 ученика.
— До нас три года работала Осинская ПМК, построила половину школы, затем стройка встала. С апреля по ноябрь 1986 года мы провели большую работу и сдали школу в эксплуатацию. От Бардымской ПМК постоянно работали 68 человек, пригласили трех маляров из коммунального хозяйства. Очень трудно пришлось прорабу Наилю Гакашаовичу Тляшеву. Строительные материалы были в дефиците, поэтому привозить их приходилось издалека. Василь Миргалимович со временем не считался, трудился так, будто это его личная школа. Привлекал бичуринцев к строительству. Рано утром встречал рабочих, вечером провожал, только после этого шел домой сам. Бывало, что работали и до полуночи, в сентябре приходилось подсвечивать малярам при работе. Ходом работы интересовались руководство района, области. I секретарь райкома КПСС М.А. Радостев или председатель районного исполкома С.З. Абдалов раз в неделю проводили собрание. Утром звонили по телефону, чтобы узнать, как идет строительство. Скажу, что если бы везде так беспокоились за дело, как Василь-абый, то новые школы давно появились бы и в других селах. Он внес огромный вклад. Если бы не он, школы бы не было.
Рифгат Авхатович Исмакаев, глава администрации Бичуринского сельского поселения:
— Для села школа — это центр, очень важное место в его жизни. В школе мы проводим разные встречи. К сожалению, в последние годы стало меньше детей. Хотим поблагодарить всех участников строительства школы. Особенно много усилий приложил Василь Миргалимович. Благодаря его инициативности, энтузиазму, у нас в селе появилась новая средняя школа. Прекрасным педагогом была и его супруга Лилия Сабировна, они оба жили жизнью школы. Мы готовимся к празднику, в котором примут участие учащиеся, работники культуры и ветераны.
Файруза Фаизовна Махмудова, директор Бичуринской средней школы:
— Продолжается великое дело уважаемых ветеранов нашей школы — передача знаний и основ воспитания подрастающему поколению. Сейчас в школе учится 140 учащихся, в детском саду у нас 50 детей. Педагогический коллектив включает 18 учителей и воспитателей. В прошлом учебному году успеваемость составила 100 процентов, качество знаний — 49,1 процента. 100 процентов выпускников 2015-2016 учебного года поступили в высшие и средние учебные заведения, в предыдущий учебный год все выпускники поступили в высшие учебные заведения и продолжают обучение. Работаем над темой «Школа социализации личности». Мы гордимся нашим предыдущим директором — ветераном педагогического труда, обладателем почетных званий «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Отличник физической культуры и спорта», «Почетный гражданин Бардымского района» и других, делегатом Всесоюзного съезда работников народного образования (1988) Василем Миргалимовичем Мусиным. Желаем ему здоровья, благополучия, счастья. Надеемся на дальнейшую успешную работу коллектива Бичуринской средней школы. С юбилеем, родная школа!
Уважаемые жители района!
Приглашаем вас 11 ноября на торжество, посвященное 30-летнему юбилею открытия нового здания Бичуринской средней школы и 50-летию со дня основания средней школы.
Начало в 13.30 часов. Добро пожаловать!