Средней школе с. Бичурино — полвека

4 ноября 1986 года. Торжество в честь открытия школы
4 ноября 1986 года. Торжество в честь открытия школы

В 1966 году решением районного исполнительного комитета Бичуринская, Тюндюковская и Березниковская восьмилетние школы были преобразованы в средние. Руководство района придерживалось принципа: будет школа, будет жить и село. С того времени минуло 50 лет.
Возглавить Бичуринскую среднюю школу доверили Василю Миргалимовичу Мусину, только что окончившему Киевский государственный институт физической культуры и спорта. Молодой директор взялся за дело засучив рукава. Двадцать лет спустя, в 1986 году, была построена и введена в эксплуатацию новая, трехэтажная школа, соответствовавшая всем требованиям времени. Через 2 года исполняется 100 лет, как в Бичурино была открыта первая советская школа.
Это знаменательные для села дни. Ведь немало, наверное, тех, кто скучает по старому деревянному зданию школы, учителям, по школьным годам, оставшимся позади.
— Когда меня назначили директором школы, подготовка к новому 1966-67 учебному году далась нелегко, здание 1935 года постройки, котельная старая, в школе холодно. Создать условия было делом нелегким. Ежегодно при содействии родителей мы заготавливали 1 500 — 2 000 кубометров дров, за что им огромное спасибо. Ездил на велосипеде (зимой — на лыжах) в 7 деревень, где жили наши ученики: Бардабашку, Старый Чад, Сыркаеш, Явышкыр, Учкул, Малиновку и Кызылъяр, — рассказывает Василь Миргалимович.
Да, он не жалел ни сил, ни времени, чтобы школа работала, жила. Чувство ответственности, упорство в достижении цели — его неотъемлемые качества.
— Контролировал работу всех учителей, сотрудников. Я был требовательным, но справедливым. В течение учебного года посещал по 200-300 уроков. Мы давали детям знания, основы воспитания, учили труду. Школе принадлежало 50 гектаров земли, где мы работали и зарабатывали ежегодно по 120-150 тысяч рублей (это в 2000-е годы). Помогали колхозу имени Нариманова, к уборке картофеля привлекали учащихся и 4-5 классов. Выращивали капусту, убирали лен, работали на ферме, собирали металлолом и макулатуру, создавали тимуровские отряды. В те годы агитационная работа была мощной, днем учителя работали в школе, а вечером встречались с народом. Мы активно участвовали в общественной работе. Избирался депутатом сельсовета и районного Совета. Будучи лектором-международником общества «Знание» районного и областного уровня, просвещал людей по вопросам международной обстановки. В год читал по 30-40 лекций.
За годы работы директором, а это 37 лет и 4 месяца, не было предмета, который бы не преподавался. Приглашал учителей и из других районов. Преподавать физику и математику, например, пригласил Рауфу Мирсаяфовну из д. Аитково Лысьвенского района — она работает до сих пор. Из Куземьярово приехали Назмулахат и Сазида Котлыбаевы. Школа для меня была всегда на первом месте. Каждый день работал с учителями, учащимися, родителями. Занимался, проводил профилактические беседы, посещал неблагополучные семьи.
Отдельно хочется остановиться на строительстве новой школы. Еще в 70-е годы я приступил к этой кропотливой работе. Чтобы довести дело до конца, обращался не только к областным органам власти, но и от имени родителей писал письма в Москву, тогдашним руководителям страны — Брежневу, Черненко и Горбачеву. Нам удалось добиться поставленной цели, в том числе и благодаря руководству района, особенно поддержке Михаила Александровича Радостева, — вспоминает В.М. Мусин.
Успешная организация директором учебно-воспитательного процесса, методической и административно-хозяйственной работы, руководство и контроль, тесное взаимодействие с родителями, общественностью — все это принесло прекрасный результат. Учащиеся получали качественное образование, побеждали на районных, краевых, всероссийских олимпиадах, конкурсах. Делегации, посещавшие район, в большинстве случаев направлялись в Бичуринскую школу. В 2001 году школа стала победителем конкурса среди национальных школ области, в 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002 годах становилась лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года», лауреатом Всероссийского конкурса «Школа высшей категории — 2004», «Школа XX века» и «Академическая школа». Учебное заведение занимает видное место среди 86 национальных школ региона. «Большую роль в наших достижениях сыграли старательный, добросовестный совместный труд педагогического коллектива, поддержка родительского сообщества. Наиважнейшая наша задача — воспитание личности, способной учиться, глубоко усваивать знания, имеющей высокий уровень мышления», — с гордостью говорит директор. Выпускники школы живут и работают в разных городах и селах страны, радуя успехами своих учителей. Среди них есть известные ученые, военные, работники образования, медицины, культуры и другие, есть и те, кто успешно живет и работает в районе. Они с уважением и благодарностью пишут в своих письмах о школе, учителях.
Бичуринская школа показывает хорошие результаты не только в учебе, но и спорте. Здесь уделяется много внимания укреплению здоровья детей, ведь молодое поколение — это будущее нашей страны. Будучи известным спортсменом, Василь Миргалимович на своем примере воспитывает учащихся в физическом плане, из ребят он готовит сильных, волевых спортсменов. «В прежние годы мы двумя-тремя командами постоянно занимали призовые места. 20 лет возглавлял объединение учителей физкультуры района, причем делал это бесплатно. Я внес большой вклад в повышение престижа физической культуры и уровня образования учителей данной дисциплины. Спорт я любил всегда, еще с детства. В десять лет катался на лыжах, сделанных местными умельцами», — вспоминает он.
У опытного педагога Василя Миргалимовича, педагогический стаж которого составляет 46 лет, есть свое мнение и по поводу ЕГЭ: «По-моему, учащихся заставляют отвечать на ненужные, бессмысленные вопросы. Сейчас некоторые выпускники школ не умеют даже вести разговор. Кажется, что это уничтожение передовой советской системы образования», — говорит учитель-ветеран.
— Кого Вы считаете продолжателем своего дела?
— В первую очередь, директора Бичуринской средней школы Файрузу Фаизовну Махмудову. Это наша первая ученица, окончившая школу с золотой медалью. Затем ее заместителей — Резеду Равилевну Камакаеву и Эльмиру Мирзевну Исмакаеву.
В настоящее время учителям приходится нелегко, они завалены бумажной работой. Надеюсь, мои наставники продолжат мое дело, несмотря ни на какие трудности. Пусть выпускники нашей школы будут образованными, человечными, порядочными людьми, приспособленными к современным условиям, отличаются упорством, настойчивостью, целеустремленностью.
— Вы — автор нескольких книг, среди них есть и посвященная политической теме. Признаете ли, что наряду с передовыми идеями, были и недостатки в партийном, советском периоде нашей истории?
— Самым большим недостатком тех лет было излишнее увлечение теорией марксизма-ленинизма. Теорию нужно было совмещать с практикой. А народу есть было нечего. Нам навязывали учение, не соответствующее реалиям. Возьмем, например, Китай — то, что сделал он, могли бы сделать и мы. Советская власть боролась с религией, но ведь религия не учит плохому, ставя себе целью воспитание человека, личности. Нужны ли были эти броски из крайности в крайность? Молодежь осталась в стороне. Еще одна серьезная ошибка — раскулачивание здоровых сил села, настоящих тружеников. И в то же время, у советской власти было и немало очевидных преимуществ.
— Что для Вас самое главное в жизни?
— Служить народу, особенно детям. Жить для них. Я даже к первоклашкам обращался со словами: «Здравствуйте!». Прикладывал все усилия для того, чтобы деревенские ребятишки получали хорошее образование, учились в достойных условиях. Кажется, любовь к школе сказалась на моем отношении к собственной семье, которой я недодал своего тепла.
Никогда не смогу принять современную жизнь. Лучшие человеческие качества нынче не в цене. У молодых людей, только окончивших институт, спрашивают опыт работы. Как это понять? Откуда взяться опыту, если даже не попробовал работать? Отсутствие работы заставляет мужчин трудиться вахтовым методом. А ведь в семье нужен отец, его воспитание. Хочется, чтобы каждая семья была дружной, полной.
— Какие у Вас планы, мечты?
— Живу мечтой как 11 ноября откроется музей, посвященный моей школе и деятельности. Стараюсь не отставать от жизни, смотрю телевизор, понемногу читаю газеты, журналы. Ежедневно хожу пешком по 6-8-10 км, зимой катаюсь на лыжах. Утром 20-25 минут выполняю физические упражнения. Участвую в лыжных соревнованиях, нынче занял I место. Думаю, что дожил до 81 года только благодаря великой физической культуре. Жизнью своей доволен, поставленных целей достиг, моя школа — это моя судьба.
Роза Гиззатуллина.
Карамат Габдрахимович Сулейманов, начальник Бардымской ПМК «Пермагропромстроя» в 1986-89 годах.
Под его руководством в Бичурино была построена новая школа на 464 ученика.

— До нас три года работала Осинская ПМК, построила половину школы, затем стройка встала. С апреля по ноябрь 1986 года мы провели большую работу и сдали школу в эксплуатацию. От Бардымской ПМК постоянно работали 68 человек, пригласили трех маляров из коммунального хозяйства. Очень трудно пришлось прорабу Наилю Гакашаовичу Тляшеву. Строительные материалы были в дефиците, поэтому привозить их приходилось издалека. Василь Миргалимович со временем не считался, трудился так, будто это его личная школа. Привлекал бичуринцев к строительству. Рано утром встречал рабочих, вечером провожал, только после этого шел домой сам. Бывало, что работали и до полуночи, в сентябре приходилось подсвечивать малярам при работе. Ходом работы интересовались руководство района, области. I секретарь райкома КПСС М.А. Радостев или председатель районного исполкома С.З. Абдалов раз в неделю проводили собрание. Утром звонили по телефону, чтобы узнать, как идет строительство. Скажу, что если бы везде так беспокоились за дело, как Василь-абый, то новые школы давно появились бы и в других селах. Он внес огромный вклад. Если бы не он, школы бы не было.

Рифгат Авхатович Исмакаев, глава администрации Бичуринского сельского поселения:

— Для села школа — это центр, очень важное место в его жизни. В школе мы проводим разные встречи. К сожалению, в последние годы стало меньше детей. Хотим поблагодарить всех участников строительства школы. Особенно много усилий приложил Василь Миргалимович. Благодаря его инициативности, энтузиазму, у нас в селе появилась новая средняя школа. Прекрасным педагогом была и его супруга Лилия Сабировна, они оба жили жизнью школы. Мы готовимся к празднику, в котором примут участие учащиеся, работники культуры и ветераны.

Файруза Фаизовна Махмудова, директор Бичуринской средней школы:

— Продолжается великое дело уважаемых ветеранов нашей школы — передача знаний и основ воспитания подрастающему поколению. Сейчас в школе учится 140 учащихся, в детском саду у нас 50 детей. Педагогический коллектив включает 18 учителей и воспитателей. В прошлом учебному году успеваемость составила 100 процентов, качество знаний — 49,1 процента. 100 процентов выпускников 2015-2016 учебного года поступили в высшие и средние учебные заведения, в предыдущий учебный год все выпускники поступили в высшие учебные заведения и продолжают обучение. Работаем над темой «Школа социализации личности». Мы гордимся нашим предыдущим директором — ветераном педагогического труда, обладателем почетных званий «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Отличник физической культуры и спорта», «Почетный гражданин Бардымского района» и других, делегатом Всесоюзного съезда работников народного образования (1988) Василем Миргалимовичем Мусиным. Желаем ему здоровья, благополучия, счастья. Надеемся на дальнейшую успешную работу коллектива Бичуринской средней школы. С юбилеем, родная школа!

Уважаемые жители района!

Приглашаем вас 11 ноября на торжество, посвященное 30-летнему юбилею открытия нового здания Бичуринской средней школы и 50-летию со дня основания средней школы.
Начало в 13.30 часов. Добро пожаловать!


При использовании материалов сайта обязательно указывайте ссылку. Без нее любое размещение материалов будет рассматриваться как нарушение авторских прав редакции "Тан" ("Рассвет").


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.