Инвестиции в будущее: агроклассы как фундамент процветания региона

Обеспечение стабильности и эффективности агропромышленных предприятий региона напрямую зависит от наличия квалифицированных кадров. Понимая эту важность, Пермский край активно работает над привлечением молодежи в сельскохозяйственную отрасль, предлагая комплексные меры поддержки на федеральном и краевом уровнях. Особое внимание уделяется формированию кадрового резерва еще на этапе школьного образования, открывая двери в мир агротехнологий и современных сельских профессий.

С 2025 года в рамках федерального проекта «Кадры в АПК» нацпроекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» на кадровое обеспечение в АПК предусмотрены средства в объёме 20,8 млн руб. на возмещение затрат СХТП по ученическим договорам и прохождению студентами практики, на создание 7 агроклассов, дооснащение агроклассов, повышение квалификации учителей и их денежное стимулирование. Эта инициатива является частью более широкой стратегии, направленной на технологическое обеспечение продовольственной безопасности страны.
На сегодняшний день в регионе в 16 школах функционируют 33 профильных класса по направлению «агротехнологии», 682 обучающихся. До 2030 года планируется открыть 83 специализированных класса. 
На 2026 г. в Минсельхоз РФ подали заявку на 10 агроклассов в Пермском, Кунгурском, Октябрьском, Частинском, Чусовском, Карагайском округах. Такой подход позволяет не только расширять географию обучения, но и совершенствовать образовательные программы, делая их более актуальными и практически ориентированными.
Агроклассы будут оснащены современным оборудованием и учебными материалами, что позволит учащимся со школьной скамьи познакомиться с деятельностью сельского хозяйства.
Инициатива направлена на подготовку квалифицированных специалистов в области сельского хозяйства и поможет привлечь молодежь к профессиям. Это также создаст новые возможности для сотрудничества между образовательными учреждениями и аграрными предприятиями.
Ранее губернатор Пермского края Дмитрий Махонин отмечал, что при подготовке кадров для агропромышленного комплекса регион опирается на модель «школа – вуз/техникум – предприятие».
В агротехнологических классах на углубленном уровне изучаются следующие предметы: биология, химия, физика, обществознание. Обучающиеся посещают спецкурсы и элективные курсы агротехнологической направленности: «Экология», «Вводный курс по гидропонике для школьников», «Агротехнологии и агрохимия в тепличных комплексах», «Сити-фермер», «Компьютерные технологии в ландшафтном дизайне» и т.д.
Кроме того, с 2020 года одна из школ г. Перми получила новое название «Школа агробизнестехнологий» (ул. Героев Хасана, 89). В школе оборудованы 6 лабораторий для 5-11-х классов, в которых реализуются программы дополнительного образования агротехнологической направленности: «Чистый мир. Основы садоводства», «Агробиотехнология. Проектная деятельность», «Компьютерные технологии в ландшафтном проектировании», «Беспилотные летательные аппараты», «Ветеринарная лаборатория», «Лаборатория бизнеса» и др. Эта школа служит примером комплексного подхода к профориентации, демонстрируя, как можно создать образовательную среду, полностью погружающую учеников в мир агробизнеса.
Отрадно, что и в Тюндюковской средней общеобразовательной школе Бардымского муниципального округа 1 сентября состоялось официальное открытие агротехклассов. Трёхстороннее соглашение о создании в нашем округе первого агротехкласса подписали ректор Пермского государственного аграрно-технологического университета А.П. Андреев, глава КФХ И.А. Утяганов и и.о. директора Тюндюковской СОШ А.Ф. Кузаева.
— Сегодня учащиеся 8 и 11 классов получили возможность углубленно изучать биологию, химию и другие предметы, проводить лабораторные исследования, а также знакомиться с передовыми технологиями в сельском хозяйстве. При этом преподаватели Пермского АгроТехноУнивера с 2024 года ведут у старшеклассников Тюндюковской школы курсы «Ландшафтная архитектура» и «Основы ветеринарной медицины и животноводства». Благодаря инвестору открытия агрокласса Ильдару Альфизовичу Утяганову школа закупила гидропонные установки и наборы учебного беспилотного летательного аппарата.

Помимо академических знаний, школьники активно будут знакомиться с реальным опытом успешных предпринимателей Бардымского муниципального округа и развивать собственные проекты. Агротехнологические классы создаются по всей стране в рамках инициативы «Кадры в АПК», одна из целей которой сделать отрасль агропромышленного комплекса привлекательной для наших выпускников. Формирование волевых задатков в трудовой, поисковой и научно-исследовательской деятельности является системным продолжением учебно-воспитательного процесса нашей школы. Коллектив школы ставит перед собой решение одной из сложных задач: соединить воедино учебный процесс проектно-исследовательскую деятельность с производительным трудом и начальным профессиональным образованием.  Здесь органически сочетаются, сливаются, уживаются компьютерные технологии, научно-поисковая и трудовая деятельность учащихся. Значимость трудового обучения в том, что благодаря его практическому, прикладному характеру есть возможность учить школьников эффективно работать, творить, созидать, соединяя умственную деятельность с  физической.
 Трудовое воспитание в нашей школе было одним из главных составляющих воспитательной системы и за все годы ее существования директора школы придерживались данного принципа. Поэтому трудовые традиции сохранились и дают свои плоды, — подчеркнула Айгуль Фаизовна.
Ряд сельскохозяйственных предприятий на территории Пермского края оказывает содействие при организации профильных агроклассов с предоставлением площадок для проведения полевых опытов и изучения ключевых аспектов в сфере сельского хозяйства. Один из них – КФХ И.А. Утяганова развивается в Бардымском округе.
— Открытие агротехклассов – хорошее и нужное дело, поэтому решил поддержать учеников как смог. Пусть учатся, приобретают новые знания, навыки, получат достойное образование, — пожелал агроинвестор Ильдар Альфизович.
Я попросила поделиться впечатлениями об агротехклассах ученицу 11 класса Лейлу Уразову, которая была удостоена почётного звания «Ученик года», участвовала во многих конкурсах, фестивалях, олимпиадах:
– Агротехклассы большие, светлые. Быть агроклассом для нас волнительно и ответственно. В прошлом учебном году по агронаправлению мы организовывали сельскохозяйственные ярмарки, часто ездили на экскурсии в крестьянско-фермерские хозяйства, а в этом году, думаю, сделаем акцент на исследовательскую работу, – сказала старательная девушка.
Теперь ученики будут проходить дополнительно к основным урокам такие дисциплины, как агробиология, химия в технологиях агробизнеса, практическая химия, решение генетических задач, робототехника и кружок, где будут изучать управление беспилотным летательным аппаратом. Таким образом, обучение в агроклассах носит системный характер, охватывая как фундаментальные знания, так и специализированные навыки.
Открытие агроклассов именно в Тюндюковской средней школе неслучайно, ведь именно в этой образовательной школе с давних пор особое внимание уделяется трудовому воспитанию.
В школе с 60-х годов детей обучали животноводству, тракторному делу, в летних трудовых лагерях производили кирпич-сырец. В нашем селе был кирпичный завод. За одну лагерную смену вырабатывали 500 тысяч кирпичей. Из произведенного учащимися 9-10 классов кирпича построили школьный гараж, столовую, детсад, дом культуры. В 80-е годы в школе в старших классах преподавалось животноводство. Старшеклассницы проходили практику на МТФ (молочно-товарная ферма), в телятнике.  В годы перестройки наша школа заключила трудовой договор с колхозом им. М. Джалиля. Колхоз выделил 5 га земли, обработал и удобрил ее. Затем площадь была поделена на участки, за каждым участком был закреплен определенный класс. Начиная с мая и кончая сентябрем, дети вместе с родителями выращивали на своих участках капусту. Уже в те годы школа применяла семейный подряд. Полученный урожай половину реализовывала, вторую часть оставляла себе. 
Усердие школы в трудовом воспитании подрастающего поколения была награждена Дипломом II степени VII Международного конкурса имени А.С. Макаренко.
Тюндюковская школа, как любая сельская школа, многочисленными нитями связана с жизнью села. В своей работе коллектив школы опирается на богатую природную среду, деревенские и национальные традиции,  труд, народную педагогику и возможности семьи. Опыт показывает, что сельская школа, которая знает, чего она хочет, объединившись с другими  учреждениями, опираясь на таких воспитателей как труд, искусство, спорт, народные традиции, может значительно осовременить образовательную работу, улучшить социальное положение на селе.
Создание и развитие агроклассов в Пермском крае – это не просто образовательная инициатива, а стратегическая инвестиция в будущее региона. Связывая школьное обучение с вузами и предприятиями, край формирует преемственность поколений специалистов, способных решать задачи продовольственной безопасности и развивать агропромышленный комплекс. Благодаря сотрудничеству с университетами, инвесторами и школами, ученики получают не только теоретические знания, но и практический опыт, знакомятся с передовыми технологиями и вдохновляются на создание собственных проектов. Таким образом, каждый новый агрокласс становится отправной точкой для будущих успехов Пермского края в сельском хозяйстве.
Гюзель Илькаева.
Фото автора.


При использовании материалов сайта обязательно указывайте ссылку. Без нее любое размещение материалов будет рассматриваться как нарушение авторских прав редакции "Тан" ("Рассвет").


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *