Обеспечение стабильности и эффективности агропромышленных предприятий региона напрямую зависит от наличия квалифицированных кадров. Понимая эту важность, Пермский край активно работает над привлечением молодежи в сельскохозяйственную отрасль, предлагая комплексные меры поддержки на федеральном и краевом уровнях. Особое внимание уделяется формированию кадрового резерва еще на этапе школьного образования, открывая двери в мир агротехнологий и современных сельских профессий.
С 2025 года в рамках федерального проекта «Кадры в АПК» нацпроекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» на кадровое обеспечение в АПК предусмотрены средства в объёме 20,8 млн руб. на возмещение затрат СХТП по ученическим договорам и прохождению студентами практики, на создание 7 агроклассов, дооснащение агроклассов, повышение квалификации учителей и их денежное стимулирование. Эта инициатива является частью более широкой стратегии, направленной на технологическое обеспечение продовольственной безопасности страны.
На сегодняшний день в регионе в 16 школах функционируют 33 профильных класса по направлению «агротехнологии», 682 обучающихся. До 2030 года планируется открыть 83 специализированных класса.
На 2026 г. в Минсельхоз РФ подали заявку на 10 агроклассов в Пермском, Кунгурском, Октябрьском, Частинском, Чусовском, Карагайском округах. Такой подход позволяет не только расширять географию обучения, но и совершенствовать образовательные программы, делая их более актуальными и практически ориентированными.
Агроклассы будут оснащены современным оборудованием и учебными материалами, что позволит учащимся со школьной скамьи познакомиться с деятельностью сельского хозяйства.
Инициатива направлена на подготовку квалифицированных специалистов в области сельского хозяйства и поможет привлечь молодежь к профессиям. Это также создаст новые возможности для сотрудничества между образовательными учреждениями и аграрными предприятиями.
Ранее губернатор Пермского края Дмитрий Махонин отмечал, что при подготовке кадров для агропромышленного комплекса регион опирается на модель «школа – вуз/техникум – предприятие».
В агротехнологических классах на углубленном уровне изучаются следующие предметы: биология, химия, физика, обществознание. Обучающиеся посещают спецкурсы и элективные курсы агротехнологической направленности: «Экология», «Вводный курс по гидропонике для школьников», «Агротехнологии и агрохимия в тепличных комплексах», «Сити-фермер», «Компьютерные технологии в ландшафтном дизайне» и т.д.
Кроме того, с 2020 года одна из школ г. Перми получила новое название «Школа агробизнестехнологий» (ул. Героев Хасана, 89). В школе оборудованы 6 лабораторий для 5-11-х классов, в которых реализуются программы дополнительного образования агротехнологической направленности: «Чистый мир. Основы садоводства», «Агробиотехнология. Проектная деятельность», «Компьютерные технологии в ландшафтном проектировании», «Беспилотные летательные аппараты», «Ветеринарная лаборатория», «Лаборатория бизнеса» и др. Эта школа служит примером комплексного подхода к профориентации, демонстрируя, как можно создать образовательную среду, полностью погружающую учеников в мир агробизнеса.
Отрадно, что и в Тюндюковской средней общеобразовательной школе Бардымского муниципального округа 1 сентября состоялось официальное открытие агротехклассов. Трёхстороннее соглашение о создании в нашем округе первого агротехкласса подписали ректор Пермского государственного аграрно-технологического университета А.П. Андреев, глава КФХ И.А. Утяганов и и.о. директора Тюндюковской СОШ А.Ф. Кузаева.
— Сегодня учащиеся 8 и 11 классов получили возможность углубленно изучать биологию, химию и другие предметы, проводить лабораторные исследования, а также знакомиться с передовыми технологиями в сельском хозяйстве. При этом преподаватели Пермского АгроТехноУнивера с 2024 года ведут у старшеклассников Тюндюковской школы курсы «Ландшафтная архитектура» и «Основы ветеринарной медицины и животноводства». Благодаря инвестору открытия агрокласса Ильдару Альфизовичу Утяганову школа закупила гидропонные установки и наборы учебного беспилотного летательного аппарата.
Помимо академических знаний, школьники активно будут знакомиться с реальным опытом успешных предпринимателей Бардымского муниципального округа и развивать собственные проекты. Агротехнологические классы создаются по всей стране в рамках инициативы «Кадры в АПК», одна из целей которой сделать отрасль агропромышленного комплекса привлекательной для наших выпускников. Формирование волевых задатков в трудовой, поисковой и научно-исследовательской деятельности является системным продолжением учебно-воспитательного процесса нашей школы. Коллектив школы ставит перед собой решение одной из сложных задач: соединить воедино учебный процесс проектно-исследовательскую деятельность с производительным трудом и начальным профессиональным образованием. Здесь органически сочетаются, сливаются, уживаются компьютерные технологии, научно-поисковая и трудовая деятельность учащихся. Значимость трудового обучения в том, что благодаря его практическому, прикладному характеру есть возможность учить школьников эффективно работать, творить, созидать, соединяя умственную деятельность с физической.
Трудовое воспитание в нашей школе было одним из главных составляющих воспитательной системы и за все годы ее существования директора школы придерживались данного принципа. Поэтому трудовые традиции сохранились и дают свои плоды, — подчеркнула Айгуль Фаизовна.
Ряд сельскохозяйственных предприятий на территории Пермского края оказывает содействие при организации профильных агроклассов с предоставлением площадок для проведения полевых опытов и изучения ключевых аспектов в сфере сельского хозяйства. Один из них – КФХ И.А. Утяганова развивается в Бардымском округе.
— Открытие агротехклассов – хорошее и нужное дело, поэтому решил поддержать учеников как смог. Пусть учатся, приобретают новые знания, навыки, получат достойное образование, — пожелал агроинвестор Ильдар Альфизович.
Я попросила поделиться впечатлениями об агротехклассах ученицу 11 класса Лейлу Уразову, которая была удостоена почётного звания «Ученик года», участвовала во многих конкурсах, фестивалях, олимпиадах:
– Агротехклассы большие, светлые. Быть агроклассом для нас волнительно и ответственно. В прошлом учебном году по агронаправлению мы организовывали сельскохозяйственные ярмарки, часто ездили на экскурсии в крестьянско-фермерские хозяйства, а в этом году, думаю, сделаем акцент на исследовательскую работу, – сказала старательная девушка.
Теперь ученики будут проходить дополнительно к основным урокам такие дисциплины, как агробиология, химия в технологиях агробизнеса, практическая химия, решение генетических задач, робототехника и кружок, где будут изучать управление беспилотным летательным аппаратом. Таким образом, обучение в агроклассах носит системный характер, охватывая как фундаментальные знания, так и специализированные навыки.
Открытие агроклассов именно в Тюндюковской средней школе неслучайно, ведь именно в этой образовательной школе с давних пор особое внимание уделяется трудовому воспитанию.
В школе с 60-х годов детей обучали животноводству, тракторному делу, в летних трудовых лагерях производили кирпич-сырец. В нашем селе был кирпичный завод. За одну лагерную смену вырабатывали 500 тысяч кирпичей. Из произведенного учащимися 9-10 классов кирпича построили школьный гараж, столовую, детсад, дом культуры. В 80-е годы в школе в старших классах преподавалось животноводство. Старшеклассницы проходили практику на МТФ (молочно-товарная ферма), в телятнике. В годы перестройки наша школа заключила трудовой договор с колхозом им. М. Джалиля. Колхоз выделил 5 га земли, обработал и удобрил ее. Затем площадь была поделена на участки, за каждым участком был закреплен определенный класс. Начиная с мая и кончая сентябрем, дети вместе с родителями выращивали на своих участках капусту. Уже в те годы школа применяла семейный подряд. Полученный урожай половину реализовывала, вторую часть оставляла себе.
Усердие школы в трудовом воспитании подрастающего поколения была награждена Дипломом II степени VII Международного конкурса имени А.С. Макаренко.
Тюндюковская школа, как любая сельская школа, многочисленными нитями связана с жизнью села. В своей работе коллектив школы опирается на богатую природную среду, деревенские и национальные традиции, труд, народную педагогику и возможности семьи. Опыт показывает, что сельская школа, которая знает, чего она хочет, объединившись с другими учреждениями, опираясь на таких воспитателей как труд, искусство, спорт, народные традиции, может значительно осовременить образовательную работу, улучшить социальное положение на селе.
Создание и развитие агроклассов в Пермском крае – это не просто образовательная инициатива, а стратегическая инвестиция в будущее региона. Связывая школьное обучение с вузами и предприятиями, край формирует преемственность поколений специалистов, способных решать задачи продовольственной безопасности и развивать агропромышленный комплекс. Благодаря сотрудничеству с университетами, инвесторами и школами, ученики получают не только теоретические знания, но и практический опыт, знакомятся с передовыми технологиями и вдохновляются на создание собственных проектов. Таким образом, каждый новый агрокласс становится отправной точкой для будущих успехов Пермского края в сельском хозяйстве.
Гюзель Илькаева.
Фото автора.




