В 1996-98 годах по заказу управления образования и администрации Бардымского района в Бардымской гимназии было проведено исследование на тему «Этнопсихологический анализ особенностей развития гайнинских башкир» под руководством профессора института психологии, член-корреспондента РАО Б.А. Вяткина. В работе рассматривался феномен формирования этничности гайнинских башкир района.
По результатам экспериментальных исследований раскрыты психологические механизмы развития этнического самосознания народа. В качестве практических и методических рекомендаций были предложены программы этнокультурного развития детей в системе дошкольного и школьного образования. По итогам исследования В.Ю. Хотинец написана и опубликована научная работа «Этнопсихологический анализ особенностей развития гайнинских башкир».
За тесную работу с учеными гимназию уже прозвали Бардымской академией. Ей посчастливилось оказаться в числе 8 школ края, которые включены в список экспериментально-исследовательской работы по теме «Интегральная индивидуальность школьника и ее развитие на разных ступенях образования», которая рассчитана на период с сентября 2012 по декабрь 2014 года. В начале учебного года гимназию посетила группа ученых с целью проведения психологических исследований учащихся в переходе на новые образовательные стандарты. Как себя чувствуют учащиеся в период реформ, что их волнует, какова готовность к обучению на каждой ступени образования, стиль учебной деятельности школьника в различных социокультурных условиях. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что более 90% учащихся в период адаптации чувствуют себя достаточно комфортно. Также около 80% учащихся имеют высокий и хороший степени градации уровня школьной мотивации, учебной активности.
В настоящее время под руководством ректора института психологии Б.А. Вяткина в школе ведется комплексное междисциплинарное лонгитюдное исследование на тему «Интегральная индивидуальность школьника и ее развитие на разных ступенях образования (начального, основного, старшего) в современных социокультурных условиях». Задачами исследования являются: выявление психологических и физиологических особенностей, закономерностей и механизмов развития индивидуальности школьника при переходе от одной образовательной ступени к другой; изучение влияния внешних факторов (территория проживания, вид образовательного учреждения, этнокультурные особенности, конфигурация семьи) и внутренних факторов (например, учебная и профессиональная активность субъектов образования) на индивидуальность школьника; выявление особенностей и механизмов адаптации современного школьника к условиям образования каждой из трех ступеней общего образования; изучение стилей деятельности в структуре индивидуальности школьника.
Совместная работа с учеными помогает гимназии в ее нелегкой работе. Верится, что она принесет свои плоды.
Миннегуль Байкиева,
педагог-психолог гимназии.