МЫ, выпускники Тюндюковской восьмилетней школы 1963 года: Дамира Кузаева, Факира Максиева и я — Шагит Кучукбаев, вместе с молодежью села организовав концертную бригаду, проводили платные концерты, а на вырученные деньги купили для нашего клуба баян. Поблагодарив наших учителей, которые раскрыли наши таланты, оставили светлый след в истории нашего села — Марзию Алетдиновну Габитову, пионервожатую, впоследствии — преподавателя Сарашевской школы, общественного деятеля — Санию-апа Абдулову-Халилову, обучавшую нас сценическому мастерству, ее мать Фасиху-апа Абдулову, всю жизнь посвятившую культработе, игравшую различные роли в Бардымском драматическом коллективе, участвовавшую в получении звания народного театра, Розу-апа Юнусову, а также заслуженного деятеля культуры, директора Тюндюковского дома культуры Казыхана Аминовича Максиева и других учителей, мы продолжили учебу в Бардымской средней школе. Нас, жильцов интерната, директор Бардымского дома культуры Сафый Кавыевич Юлаев пригласил в вокальный, танцевальный, театральный коллективы. С участниками хора занимался баянист Масхуд-абый Уразаев, с танцорами — известный танцор Фидаиль Габитов, с театральным коллективом — Гали-абый Абзаев, в пионерской комнате кукольный театр для детей вела Муршида-апа Акбашева, игре на баяне учила Фаика-апа Мусина-Туктамышева, а читать, писать по-арабски — Амир-абый Фатыхов.
В 1963 году Бардымский драматический коллектив выступил перед членами областного жюри, с целью получить звание народного театра.
На сцене Бардымского дома культуры под руководством режиссера Гали Абзаева мы — Равиль Батыркаев, Шагит Кучукбаев, Шарифхан Ижбулатов, Габдуллахан Камалетдинов, Дамира Кузаева, Факира Максиева, Люция Биктагирова, Флюра Уразаева, Масхуд Уразаев, Фасиха Абдулова, Фаика Мусина-Туктамышева, Хадича Ихсанова, Гайша Мустакимова, Рафхат Мазитов и другие — поставили музыкальную комедию Карима Тинчурина «Казан солгесе».
Однако, тогда получить звание народного театра не удалось. Нам указали на наши сильные и слабые стороны и предложили подготовить другую постановку.
Близкий знакомый С.К. Юлаева — при поддержке директора Пермского Театра юного зрителя, бесплатно, в виде гуманитарной помощи, привез целую машину (автомобиль «Урал» тоже принадлежал этому театру) декораций, костюмов и других необходимых будущему народному театру вещей. Сафый-абый прекрасно играл на гармони, был художником и декоратором и, самое главное, замечательным деятелем искусства и организатором. Также он — отец известного баяниста Рамиля, саксофониста Рамиса.
В марте 1964 года под руководством Фидаиля Габитова наш ансамбль песни и танца с театрализованной постановкой «Яшьлек килэ», отражающей дружбу народов, выступил в областном конкурсе и был награжден дипломом 1 степени. В состав ансамбля входило более двадцати человек, помогать нам вызвался даже Рафаэль-ага Нурбаков — уроженец Кармановки, человек в годах, но в сфере искусства весьма опытный, выступавший в молодости в различных жанрах. По мнению жюри, такой сильный ансамбль из Бардымского района к ним приехал впервые.
В 1965 году Сафый-абый пригласил руководить драматическим коллективом талантливого артиста различных жанров Идика Галимхановича Зиганурова из Башкортостана.
В дальнейшем бардымский драмколлектив при участии Хадичи-апа Ихсановой, сыгравшей немало ролей, специалиста по музыке Фаики-апа Мусиной-Туктамышевой, Розы Юнусовой, Саимы-апа Алексеевой-Исмагиловой, Гакифы Мазитовой, Ахата Котлыбаева, Рината Халилова, Марселя Туктамышева, Анвара Тимиркина, Гульфиры Рангуловой, ставшей впоследствии, после окончания Пермского института культуры, режиссером Бардымского народного театра, провел серьезную подготовку, желая получить звание народного театра. Для постановки была выбрана музыкальная комедия Хабибуллы Ибрагимова «Башмагым». В марте 1966 года, когда все было готово, в Бардымском доме культуры мы выступили перед жюри, приехавшим из Перми. Члены жюри высоко оценили нашу работу, вручили драматическому коллективу диплом народного театра, поблагодарили, пожелали успехов.
Получив разрешение Сафыяабый, я, чтобы помочь материально моим троим младшим братьям и больной матери, организовал бригаду рабочих и отправился на заработки на лесоповал. И.Г. Зигануров готовился к поступлению на юридический факультет института. После возвращения из армии, 1 января 1969 года, меня назначили методистом Бардымского дома культуры.
Режиссером народного театра работал Султан-абый Абдракипов. Под его руководством в пьесе «Жэза» я исполнил роль юноши Нуркая, Наиля Ибраева — роль девушки Былбыл.
В 1970-1971 годах был директором Сарашевского дома культуры. За это время я сочинил песни к пьесам «Мэхэббэт газабы», «Яна кой», и выступил их постановщиком. Главные роли тоже исполнял сам. Ездили и в другие деревни. Зрителям очень нравилось, благодарили, критики не было.
В 1987 году по сценарию Рашита Файзрахмановича Ягафарова (он же выступил и режиссером) с театрализованным концертом «Барда йолдызлары» мы вместе с первым режиссером Бардымского народного театра, работавшим в Чернушинском районе адвокатом, руководителем татаро-башкирской организации Идиком Зигануровым, солистом нашего ансамбля, ставшим лауреатом Пермского краевого фестиваля среди взрослых в 8 лет, Рифатом Кучукбаевым, которому было всего 10 лет, поехали на фестиваль-конкурс в Казань, посвященный дружбе народов Поволжья и Прикамья.
В зал драмтеатра имени Галиаскара Камала мы входили, играя на тальянке, с песнями, танцами, как во время сбора подарков к сабантую. Зрители аплодировали нам стоя, пели, танцевали вместе с нами, и даже свистели, будто это было настоящее уличное выступление. Сцена превратилась во двор хозяина, завязывающего тастымалы на жерди. Юному Рифату дали яичко. После слов хозяина: «Ну, сынок, теперь станцуй» — Рифат, положив яйцо в карман, лихо пустился в пляс. Но почувствовав, что яйцо разбилось, резко остановился. «Ай, разбилось», — крикнул он, «всхлипывая». Коллектив принялся его утешать и подпевать, заставляя танцевать дальше.
Затем, исполнив коллективно танцы, песни, мы попрощались со зрителем.
До этого в ходе концерта зрительскую любовь завоевали своими песнями Ильсияр Якупова, татаро-башкирскими танцами — Рифат Кучукбаев. Всех участников нашего коллектива наградили медалями лауреата Всесоюзного фестиваля. Далее на сцену вышел директор Казанской филармонии Ильгиз Мазитов, который пригласил Ильсияр Якупову петь в филармонии. Как оказалось, жюри, чтобы красиво завершить концерт, оставило выступления лучших исполнителей, то есть наши, на конец. Это, наверное, был первый раз, когда мы дружно продемонстрировали татарстанцам истинный образ бардымских татар, наш национальных дух, высокий культурный уровень. Так нам удалось сделать наш район еще более узнаваемым в татарском мире.
Шагит КУЧУКБАЕВ, лауреат краевых, республиканских, всероссийских конкурсов, фестивалей, руководитель семейного ансамбля песни и танца, многократно награжденный дипломами различной степени, автор книги «Туган жирем сина жырым», композитор-бард (любитель).
с. Тюндюк.
Упорством и талантом
При использовании материалов сайта обязательно указывайте ссылку. Без нее любое размещение материалов будет рассматриваться как нарушение авторских прав редакции "Тан" ("Рассвет").