Хамза Маулиханович Шарипов — заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, член союза художников РФ, почётный член международной гуманитарной Академии «Европа-Азия». Проживает в г. Набережные Челны, вошел в искусство Татарстана в конце 80-х годов, после окончания отделения художественного текстиля в Академии промышленного искусства им. Мухиной в г. Санкт-Петербурге.
В 90-е годы он начал экспонировать свои картины на отечественных выставках, в Турции, в Пакистане, в Арабских Эмиратах, во Франции.
Творчество Хамзы Маулихановича представляет собой стиль «Этнический авангард», соединяющий традиции национального искусства с опытом мировой художественной культуры. Глубоко самобытное, национальное, прочно базирующееся на народных художественных традициях (вышивка, узорное ткачество, искусство намазлыка), оно связано и с восточным китайско-японским искусством, и западноевропейским модернизмом начала ХХ века.
Характерной особенностью картин Хамзы Шарипова является их философское содержание, выраженное в лаконичной форме, с опорой на символику древних архетипических образов и на традиции искусства народного примитива.
Идея единства мира, единства противоположностей, инь-ян, идея связи времен раскрывается у Хамзы Шарипова на основе пантеистического мировосприятия. Работа «Поцелуй Земли и Неба», 1998г. , выражает смысл многих его произведений. Горы на этой картине напоминает профиль лица лежащего человека, а склонившиеся над ним облака тоже обрисовывают контуры человеческого лица с раскрытыми, для поцелуя, губами. Этот же мотив на картине «Дорога в Анталию», 1999 г. (Голубая гора обращена лицом к небу). А на картине «Окрестности Нигдэ» деревья похожи на людей, склонившихся в молитве. На картинах Х. Шарипова можно увидеть гору в виде кошки, дерево — в виде человеческой руки (ветки деревьев уподоблены, по мусульманской традиции, «рукам верующих»), разрисованные как татарское полотенце, зимние дороги, песню в виде марева над деревней. Эта картина под названием «Песня» экспонировалась в 1995 году в Париже.
Для стиля Х. Шарипова характерна крайняя экономия, простота художественных средств, знаковый характер образов. У него свои принципы пластического решения темы: плоскостной фон, ограниченное количество образов, минимум деталей, использование традиционных народных символов, таких как белый волк, полумесяц, минарет, озеро, солнце, лошадь, колесо, цветы («Белый волк», «Сак и Сок», «Воспоминание», «Озеро Рабига», «Жертвоприношение» и др. ). Фигуры людей на картинах даны условно, схематично. Однако через пластику жестов, Х. Шарипову удается показать некоторые черты национального характера («Кукушка», «Озеро Рабига», «Лунная ночь», Родная сторона»).
Художник включает в изображение словесные тексты, чаще всего взятые из народных песен. В сочетании с живописными образами, они создают особое лирическое настроение, татарский мон («Светлая песня»). Тонкая нюансировка, полутона, скрытые намеки, уравновешенность и гармония отличает Х. Шарипова.
Картины Хамзы Шарипова, простые и бесхитростные на первый взгляд, представляют сложную знаковую систему. Ее символический смысл, включающий множество глубинных пластов, раскрывается для зрителя постепенно, через его личные ассоциативные представления и знание национальной и мировой культуры.
Картина «Признание» (2001): это признание в любви к своей земле, прародителям — кочевникам, к Алтаю — родине тюркских народов, к белому волку, от которого произошли наши первопредки… Руническими буквами написаны строки великого Дердменда.
Художник Хамза Шарипов с выставкой в Барде
При использовании материалов сайта обязательно указывайте ссылку. Без нее любое размещение материалов будет рассматриваться как нарушение авторских прав редакции "Тан" ("Рассвет").