Художник Хамза Шарипов с выставкой в Барде

Художник Хамза ШариповХамза Маулиханович Шарипов — заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, член союза художников РФ, почётный член международной гуманитарной Академии «Европа-Азия». Проживает в г. Набережные Челны, вошел в искусство Татарстана в конце 80-х годов, после окончания отделения художественного текстиля в Академии промышленного искусства им. Мухиной в г. Санкт-Петербурге.
В 90-е годы он начал экспонировать свои картины на отечественных выставках, в Турции, в Пакистане, в Арабских Эмиратах, во Франции.
Творчество Хамзы Маулихановича представляет собой стиль «Этнический авангард», соединяющий традиции национального искусства с опытом мировой художественной культуры. Глубоко самобытное, национальное, прочно базирующееся на народных художественных традициях (вышивка, узорное ткачество, искусство намазлыка), оно связано и с восточным китайско-японским искусством, и западноевропейским модернизмом начала ХХ века.
Характерной особенностью картин Хамзы Шарипова является их философское содержание, выраженное в лаконичной форме, с опорой на символику древних архетипических образов и на традиции искусства народного примитива.

Земля предков, 2011, Хамза Шарипов
Земля предков, 2011, Хамза Шарипов

Идея единства мира, единства противоположностей, инь-ян, идея связи времен раскрывается у Хамзы Шарипова на основе пантеистического мировосприятия. Работа «Поцелуй Земли и Неба», 1998г. , выражает смысл многих его произведений. Горы на этой картине напоминает профиль лица лежащего человека, а склонившиеся над ним облака тоже обрисовывают контуры человеческого лица с раскрытыми, для поцелуя, губами. Этот же мотив на картине «Дорога в Анталию», 1999 г. (Голубая гора обращена лицом к небу). А на картине «Окрестности Нигдэ» деревья похожи на людей, склонившихся в молитве. На картинах Х. Шарипова можно увидеть гору в виде кошки, дерево — в виде человеческой руки (ветки деревьев уподоблены, по мусульманской традиции, «рукам верующих»), разрисованные как татарское полотенце, зимние дороги, песню в виде марева над деревней. Эта картина под названием «Песня» экспонировалась в 1995 году в Париже.
Аклыш, апрель 2000, Хамза Шарипов
Аклыш, апрель 2000, Хамза Шарипов

Для стиля Х. Шарипова характерна крайняя экономия, простота художественных средств, знаковый характер образов. У него свои принципы пластического решения темы: плоскостной фон, ограниченное количество образов, минимум деталей, использование традиционных народных символов, таких как белый волк, полумесяц, минарет, озеро, солнце, лошадь, колесо, цветы («Белый волк», «Сак и Сок», «Воспоминание», «Озеро Рабига», «Жертвоприношение» и др. ). Фигуры людей на картинах даны условно, схематично. Однако через пластику жестов, Х. Шарипову удается показать некоторые черты национального характера («Кукушка», «Озеро Рабига», «Лунная ночь», Родная сторона»).
Белый волк, 1995, Хамза Шарипов
Белый волк, 1995, Хамза Шарипов

Художник включает в изображение словесные тексты, чаще всего взятые из народных песен. В сочетании с живописными образами, они создают особое лирическое настроение, татарский мон («Светлая песня»). Тонкая нюансировка, полутона, скрытые намеки, уравновешенность и гармония отличает Х. Шарипова.
Картины Хамзы Шарипова, простые и бесхитростные на первый взгляд, представляют сложную знаковую систему. Ее символический смысл, включающий множество глубинных пластов, раскрывается для зрителя постепенно, через его личные ассоциативные представления и знание национальной и мировой культуры.
Признание, 2001, Хамза Шарипов
Картина «Признание» (2001): это признание в любви к своей земле, прародителям — кочевникам, к Алтаю — родине тюркских народов, к белому волку, от которого произошли наши первопредки… Руническими буквами написаны строки великого Дердменда.


При использовании материалов сайта обязательно указывайте ссылку. Без нее любое размещение материалов будет рассматриваться как нарушение авторских прав редакции "Тан" ("Рассвет").


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *