Этнографический музей в гимназии

musey_sh2

В гимназии работает этнографический музей. Его руководителем является Диля Назьмулловна Мунасипова — учитель географии, а экскурсоводами — ученики школы Денис Касимов (9а кл.), Эльвина Илькаева (10а кл.), Гузель Габдушева (11а кл.), Эмиль Иткинов (9а кл.). Ребята не просто рассказывают посетителям об экспонатах, но и пишут проекты, защищают их и получают призовые места не только на районном и краевом уровнях, но и на всероссийском.
Музей поделен на несколько частей, одна из которых представляет интерьер старинного дома гайнинского народа. Об особенностях интерьера подробно рассказал Денис Касимов. Оказывается, только у гайнинцев дом делился на четыре зоны. Справа от входа располагалась печь, на которой готовили еду, спали. Рядом с печью находилась женская половина, отделенная занавеской (чаршау). На стене висел шкаф, где хранились посуда и припасы, на полу стояли ведра с водой. На своей половине женщины готовили еду. В передней части дома (тур баш) были расположены сике — нары для сиденья с постеленными на них ткаными паласами или овечьей шкурой. Также здесь, на специальной подставке мог стоять ярко окрашенный сундук, а если сундуков было несколько — они ставились друг на друга. В основном они были с внешним, реже — с внутренним замком. В центре дома стоял большой стол, за которым вся семья трапезничала. Если был ребенок, здесь же к потолку крепилась пружина с колыбелью (сали). Слева располагалась спальная зона — ян сике. Здесь располагались нары пошире, на которых не только сидели, но и спали. По периметру дома к потолку для красоты крепились подзоры (кашага), на стене висел тастымал, на подоконниках обязательно стояла герань. Испокон веков гайнинцы отличались чистоплотностью, аккуратностью.


Печь занимала одно из главных мест в жизни гайнинцев. Эмиль Иткинов написал проект «Печь старинных домов тайнинских народов». Во время работы над ним он выяснил, что, оказывается, только гайнинцы белили печь, а другие народы оставляли ее глиняной, также у других народов казан не встраивался в печь, а подвешивался рядом, обкладывался камнями и топился отдельно от нее. По проекту Эмиля в музее создан макет печи.
Одну из стен музея занимают тастымалы. Здесь представлен не только бардымский, но и тастымалы из соседних районов. Они, конечно, очень разные. Отличаются и рисунком, и цветом, а на тастымалах из Березовского района есть вставка из ткани. Как оказалось, раньше рукодельницы использовали этот элемент, чтобы подчеркнуть состоятельность семейства. Эльвина Илькаева написала исследовательскую работу «Наша гордость — бардымский тастымал» и завоевала диплом 1 степени на дистанционном конкурсе научно-исследовательских работ школьников «Кто бывал в экспедициях», проводимом географическим факультетом ПГНИУ Рядом с тастымалами свое законное место занимает ткацкий станок, на котором лет сто назад ткали не только тастымал, но и паласы. Трудно представить, где можно сейчас такой найти. Но ребята не боятся сложностей и готовы искать,собирать, изучать, также у них огромное желание самим научиться ткать.
Еще один атрибут гайнинца — тюбетейка. В музее представлена целая выставка, где показана эволюция бардымской тюбетейки: от самой простой, на которой нет даже орнамента, до современной — с изящным узором, вышитым бисером. Все познается в сравнении: рядом расположены тюбетейки из Туркмении, Казани, Таджикистана, Казахстана, Березовского и Октябрьского районов. Габдушева Гузель написала по данной теме исследование «Моя бардымская тюбетейка» и успешно защитив его на краевом конкурсе исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» вышла на всероссийский уровень, но из-за отсутствия финансирования не попала на очный тур.
Музей богат и другими экспонатами, которые заслуживают отдельного внимания. Это и железнодорожный фонарь, и утюги с крышкой для угля, и ступы, и электрический самовар «Спутник», изготовленный к юбилею полета Ю.Гагарина, который дарили только ударникам социалистического труда.
Недавно Нияз Ибрагимов, ученик 8а класса написал работу, в которой сравнивал интерьер старинного дома тайнинских народов с китайской наукой фэн-шуй. И хотя было найдено немало различий, определенное сходство все же есть, например, китай
цы, как и гайнинцы, почитают герань, и те, и другие никогда не лягут спать под матицей (матча), поскольку в обеих культурах есть поверье, что под ней скапливается отрицательная энергия.
— Идея создания музея появилась четыре года назад на очередном заседании клуба «Гео», — сказала Диля Назьмулловна. — А после Яхин Айдар принес фляжку деда, которая и стала первым экспонатом. Все представленные предметы собраны ребятами во время экспедиций, а изучены благодаря кропотливой работе с информатором на месте — это в районе является редкостью. История хранит еще много тайн, у нас есть совсем неизученные экспонаты — это подстегивает нас на новые экспедиции, исследования. В прошлом году к нам приезжали представители Уфимского телевидения, они отсняли много материала и спустя 2 месяца на канале БСТ были показаны три передачи о нашем школьном этнографическом музее. Это важно, когда труд ребят оценивается достойно.
Венера АЛАПАНОВА.

 


При использовании материалов сайта обязательно указывайте ссылку. Без нее любое размещение материалов будет рассматриваться как нарушение авторских прав редакции "Тан" ("Рассвет").


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *