Ягафар

Данный материал, представляемый вниманию читателей — краткий обзор и размышления о жизненном пути, делах моего земляка, ровесника, единомышленника Рашита Файзрахмановича Ягафарова, чьим прозвищем в студенческие годы было «Ягафар» (еще одно — «Карахмат»). Жизнь каждого человека – отдельная история, не всегда понятная, полная загадок. Давайте, все же рискнем и попробуем прочитать некоторые страницы непростой жизни Рашита.

Дни татарской литературы и культуры в Пермском крае. 2006 год, май.
Дни татарской литературы и культуры в Пермском крае. 2006 год, май. В центре — Р.Ф. Ягафаров, рядом с ним, в тюбетейке, Ф.Г. Ислаев.

ГЛУБОКИЕ КОРНИ
Рашит Файзрахманович Ягафаров родился 6 февраля 1946 года в деревне Верх-Константиновка первым ребенком в семье простого колхозника. После у Файзрахмана-абзый и Амины-апа родилось еще пятеро детей. Рашит был первым помощником родителей в многодетной семье. «Нас росло шестеро детей. Старший из всех – я. Советчиком и путеводителем был я сам» – пишет он о том времени. Его детство, отрочество пришлись на трудные для жителей села послевоенные годы. Этот круглолицый, кареглазый мальчишка рос в труде, работая на колхозных полях, и, в то же время был очень веселым, активным, непоседливым и любознательным.
В своей маленькой деревне закончил лишь три класса. Далее учился в школах Константиновки, Кармановки, Сарашей, в 1964 году получил аттестат о среднем образовании. Уже в школьные годы его отличали старательность, упорство, хорошая успеваемость, активное участие в различных мероприятиях. Особое влияние на Рашита в годы учебы оказала, скорее всего, учитель татарской литературы Хануза Халилова (Муртазина), потому что впоследствии он поступил на отделение татарского языка и литературы Казанского университета, откуда, успешно отучившись и получив диплом, он вернулся на свою малую родину и начал работать.
ЖУРНАЛИСТ
Первые шаги Рашита в журналистике были им сделаны еще в школе, в районной газете «Колхозный путь», в которой вышла его критическая статья из жизни села. В то время газетные публикации имели огромный вес благодаря партийному контролю. Понятно, что такая статья не устроила председателя колхоза, ведь Рашит усомнился в человеке, который тогда считался хозяином деревни. Забегая вперед, скажу, что за смелые, честные слова Рашиту пришлось отвечать еще не раз, вплоть до судебных разбирательств и выплат штрафов.
Первое боевое крещение в области профессиональной журналистики он получил в 1969-1970 годах как литературный сотрудник и заведующий одним из отделов газеты «Тан» («Рассвет»), также руководил литературным творческим объединением «Тан йолдызы» («Утренняя звезда»). Отслужив в армии в 1970-1971 годах, снова работал в Бардымском районе — заведующим отделом газеты, редактором и диктором студии Бардымского радиовещания.
Рашит с упоением работал в сфере журналистики, писал статьи на разные темы, обогащая содержание газеты. Вот что пишет о том времени его коллега по перу Сагит Нурмухамметов: «Бывало, что написав очень хороший материал, подражая Пушкину говорил «Ай да Рашит!». Правда, это было время, когда у газетчиков не было возможности свободно писать статьи на актуальные темы».
Во время учебы в аспирантуре в Казани, институте и других местах в ежедневной прессе регулярно печатались его научные и публицистические статьи, он стал пламенным публицистом национально-освободительного движения. В 1992-1993 годах, будучи заведующим отделом журнала «Мирас» он был одним из инициаторов возвращения к древним истокам нашего народа.
УЧЕНЫЙ
Рашит Ягафаров – он в первую очередь самобытный ученый-фольклорист. Его диссертация, посвященная детскому фольклору, книги-труды, сборники хорошо знакомы ученым, специалистам в области устного народного творчества.
Научный интерес к детскому устному творчеству был у Рашита с детства, потому что он рос в действительности, пронизанной сказаниями, легендами, оставшимися в памяти народа. Вот что говорил сам Рашит: «Я даже сейчас могу показать, по каким лугам и полянам ходила Гульчачак, из какого болота унесло облако дракона». А также это проистекало из его детской непосредственности, присущей его характеру, внутренней природе. «Ему было все интересно, казалось, только Рашит понимает чистые детские души, словно и сам был способен вместе с ними видеть светлых ангелов в простом сиянии солнца» (так о нем выразилась Дория-апа Рамазанова — ученый, углубленно изучивший язык пермских татар).
Резкое изменение налаженной жизни, когда Рашит Ягафаров, оставив двухкомнатную квартиру, в 1973 году уезжает вместе с семьей из Барды в Казань — это его желание связать свою будущую деятельность с наукой. Через год он достиг своей цели — поступил в аспирантуру Института языка, культуры и истории имени Г. Ибрагимова на отделение фольклора.
Обычно, успехи аспиранта в научной области тесно связаны с научным руководителем. Первые шаги в науке Рашит делал под руководством известного фольклориста, лауреата Государственной премии имени Г. Тукая Ильбариса Надирова, сформировавшись впоследствии как достойный продолжатель Каюма Насыри, Наки Исанбета, внесших большой вклад в эту область. Молодой ученый предложил свою систему и термины для данного научного направления, внес серьезный вклад в изучение устного народного творчества.
У него уже была готова диссертация, однако, совет по защите был закрыт и он долго не мог защитить ее. Наконец, в 1985 году он поехал в Алма-Ату, где защитил кандидатскую диссертацию «Поэтические жанры татарского детского фольклора». Продолжив научную работу в разных направлениях, он опубликовал 18 научных и научно-популярных книг, более 600 статей в разных изданиях. Стоит отметить, что это большое и редкое достижение даже в среде ученых, всю жизнь посвятивших науке.
Одним из больших достижений в сфере науки для Рашита стала публикация 336-страничной книги «Татарское народное творчество. Детский фольклор», вышедшей в 1993 году в Татарском книжном издательстве. В нее вошли 650 частушек, прибауток, примет, дразнилок, колыбельных песен, сказок, загадок, анекдотов, собранных автором-составителем на протяжении многих лет в разных регионах.
Широко используются его научные работы «Игровой фольклор татарского народа», «Игра — праздник души» — на татарском языке, «Татарский детский фольклор» — на русском, методические разработки, которые служат ценным источником для учителей школ и воспитателей детских садов при подготовке воспитательных мероприятий.
Работа с детским фольклором потребовала от ученого углубленного изучения поэзии, сказок, игр, театра, этнологии, истории. Это сделало его уникальным специалистом в данной области, имеющего очень высокий уровень подготовки, компетенции. Он приступил к докторской диссертации, прошел проверку в отделении. К сожалению, несмотря на высокую оценку диссертации коллегами, они вынесли вердикт, что «к защите работа пока не готова», лишив его возможности защищаться. Поэтому, несмотря на высокую ценность работ Рашита в научном мире, ему не суждено было получить диплом доктора наук.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Во времена нашей учебы самой авторитетной профессией для деревенских ребят был учитель. Вот как об этом говорит Рашит: «…Сколько себя помню, учителя для меня были самыми благородными людьми». Поэтому, после окончания Сарашевской средней школы год проучился в Осинском педагогическом училище. С 1955 года здесь успешно работала группа по подготовке учителей татарского языка для начальных классов. Первый педагогический опыт Рашит получил в Бардымской средней школе, преподавая здесь литературу. Молодому педагогу, стремившемуся к знаниям, любившему детей, с глубоким знанием татарского языка и литературы, общавшемуся со многими писателями и поэтами было нетрудно, несмотря на сложности первых шагов в профессии.
Плодотворную работу в этой сфере он успешно продолжил после защиты диссертации, став преподавателем татарского фольклора в Казанском государственном педагогическом институте (1988-1990). «Студенческие годы – прекрасная пора. Если твои учителя относятся к тебе с теплотой, искренне, желание учиться только растет. Одним из таких преподавателей, помогавших нам постигать секреты татарского фольклора, был Рашит Ягафаров» – пишет о нем одна из студенток Мадина Хайбуллина.
Он организовывал фольклорные экспедиции для студентов, во время которых они собирали множество материалов для Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова. Сейчас они хранятся здесь в личном фонде Рашита.
Для повышения квалификации учителей татарского языка и литературы Рашита пригласили в Институт развития образования Республики Татарстан. Здесь он организовал кафедру татарского языка и литературы и стал ее первым заведующим (1990-1992). В то время он проделал огромную работу в школах суверенного Татарстана в сфере преподавания татарского языка, создал специальную кафедру татарского языка и литературы для организации и совершенствования этой работы.
Рашит находился на передовой борьбы, шедшей в те годы, за создание системы национального татарского образования. Развитие национального образования он представлял себе как непрерывную систему, начиная с семьи, детского сада и вплоть до вуза, аспирантуры, докторантуры, и возглавлял группу ученых, разрабатывающих научную концепцию развития татарского образования на этой основе.
АРТИСТ
Рашит с детства увлекался песнями, танцами, оттачивал мастерство художественного слова, учился играть на гармони. Во время учебы в университете 3 года проучился в театральной студии, постигая здесь секреты актерского искусства, сценический язык, историю театра, музыкальную грамоту, пение, танец и другие предметы. Увидев Рашита, улыбчивого и светлого парня, в фильме «Моабитская тетрадь» среди легионеров татарского кино, многие пророчили ему судьбу артиста.
Работая в Барде, в народном театре он профессионально играл главные роли в спектаклях по произведениям Карима Тинчурина «Сунгэн йолдызлар» («Угасшие звезды»), Ангама Атнабаева «Ул кайтты» («Он вернулся»). Здесь же он пробует себя в качестве режиссера, радуя зрителей многих деревень спектаклем Мустая Карима «Страна Айгуль».
В годы учебы в аспирантуре, работы в институте Рашит часто использовал свой артистический талант в различных мероприятиях. По мнению Гамирзана Давлетшина , «на концертах, вечерах Рашиту не было равных. На них он был и драматическим артистом, и певцом, и танцором, и гармонистом, и чтецом стихов собственного сочинения». По наблюдениям некоторых его друзей, Рашит всегда оставался артистом, несмотря на научную и преподавательскую деятельность, руководство национальным движением. По его мнению, «человек – артист на сцене жизни».
ПОЛИТИК
В середине 80-ых годов прошлого века Михаил Горбачев начал «Перестройку», в результате которой Татарстан встал на дорогу суверенизации. В ряды тех, кто решил взять будущее нашего народа в свои руки и объединить разрозненных татар, встал и Рашит. Вот как пишет Рашит о тех событиях: «Меня всегда волновала судьба татарского народа. Помню, как в 1989 году первый курултай Общественного центра татар открыли с азана. Тогда в моей душе что-то прорвалось, на глаза выступили слезы и я ощутил неразрывную связь с судьбой своего народа. В душе загорелся свет веры, который угаснет лишь с исходом моей души».
Организатор различных мероприятий, прямолинейный, не конформист — Р. Ягафаров превратился в лидера татарского национального движения, был одним из организаторов Всетатарского общественного центра, став его председателем в сложный для национального движения период 1999-2005 годов.
Как политик, общественный деятель Рашит был одним из инициаторов налаживания сотрудничества между Пермским краем, Бардымским районом в частности, и Татарстаном в различных областях, внеся в эту область наиболее весомый вклад. Эту работу он начал с подготовки национальных кадров и составления многосторонних договоров между Казанью и Пермью, Казанью и Бардой в области образования, культуры, языка и других сфер. Он активно участвовал в благоустройстве мечети-медресе Зиннатуллы-хазрета в селе Учили Арского района, вновь подтверждая родственные связи Г. Тукая с Бардой.
В 1993 году при его участии в Бардымском районе прошла научно-практическая конференция «Татары и башкиры Прикамья: история, проблемы и перспективы национального возрождения». На этой конференции я впервые и встретил Рашита, познакомился с ним, послушал его доклад «История и проблемы развития татар» и понял, какого большого масштаба это личность. Благодаря ему в том же году я с семьей переехал в Казань и общался с ним до самой его кончины.
ПОЭТ
Писать стихи Рашит начал еще в школьные годы, в начале 60-ых годов прошлого века, сочинял пьесы для детских спектаклей, которые ставились на сцене сельского клуба. Вот что он говорит о своих ранних, искренних попытках: «Помню, что мои первые стихи были все почему-то на тему несчастной любви. Как-то я собрал их все и сжег в печи сарашевского интерната. Ведь Хади Такташ тоже так делал, дескать, именно таким должен быть настоящий поэт…».
Первые стихи Рашита печатались в газете Бардымского района. В становлении самобытного поэта, наверное, сыграла роль учеба в Казанском университете с такими людьми, как Рашит Ахматзянов, Клара Булатова, Харрас Аюпов, Мударрис Аглямов, Зульфат Маликов, Разиль Валеев, Ильдус Гилязов, Нур Ахмадиев, Флюс Латыпов. Однако, выступать на сцене со своими стихами, как другие молодые поэты, он не спешил. А на третьем курсе его стихотворение «Старая тальянка» показало силу его таланта — он даже получил поздравительную телеграмму от уважаемого Назара Наджми из Башкортостана.
Получив «благословение» от выдающегося литератора, он это стихотворение и некоторые другие часто читал со сцены, в Тукаевском клубе и завоевал глубокую любовь слушателей. Тогда его стихи печатались в ежедневной прессе, сборниках в Казани и Барде. К этому периоду относятся его лирические стихи о любви, родителях, родном крае. «Рашит всегда был загадочной личностью с романтическим духом. Этот дух помогал ему преодолевать многие препятствия, неожиданным образом побеждать в сложных ситуациях», — так пишет о нем с тоской и восхищением его закадычный друг и единомышленник историк Гамирзан Давлетшин.
«Родники поэзии», «Тулпары», «Мелодия Тулпара», «Петух-генерал» и другие его стихи отличаются оригинальностью образа, глубоким философским осмыслением, жизненностью и тонким юмором, умением использовать народный язык, показать вековые раны в душе татарского народа.
ПРОЩАНИЕ
Хотя Рашит и жил в Казани, его сердце всегда было с родным краем. Поэтому, наверное, он по нескольку раз в год ездил сюда — за вдохновением, новыми силами. Несмотря на болезнь, он участвовал в организации 400-летнего юбилея села Константиновка летом 2008 года, пригласил на него почетных гостей из Казани, общался с земляками, родственниками, приехавшими из разных уголков страны, активно участвовал во всех мероприятиях, выступал на сцене — читал стихи, танцевал. В тот приезд он попрощался со своей малой родиной — исчезнувшей деревней Верх-Константиновка: «Может, в последний раз я здесь», — сказал он, обращаясь к старой березе.
Он чувствовал, что проживет недолго, как писал в одном из своих стихотворений.
Жизнь Рашита, человека с большими творческими планами, прекрасными мечтами, оборвалась в Казани 25 августа 2008 года. Он был похоронен на Бардымском кладбище. Говорят, что лучших людей Всевышний забирает к себе быстрее — так, наверное, и с Рашитом Файзрахмановичем. Он всегда, с юных лет и до самой смерти был верен своему призванию, вел татарский народ к свободе.
Не верится, что Рашита давно уже нет с нами, ведь он до сих пор живет в нашей памяти, своем многогранном творчестве, песнях. С целью изучения творческого наследия Рашита Файзрахмановича, подлинного сына татарского народа, пробуждения интереса к нему у подрастающего поколения, в Бардымском районе проводятся различные мероприятия: «Ягафаровские чтения», опубликована книга воспоминаний «Жэгъфэр», сборник стихов при финансовой поддержке администрации района.
Сейчас Рашит, посвятивший всего себя, свою жизнь, здоровье, силы, служению своему народу, признан во всем тюркско-татарском мире. По мнению Анвара Хайри, «это талантливый представитель татарского народа, который вписал свое имя в историю уже при жизни. И ценность таких личностей со временем лишь возрастает. Я верю, что впоследствии будет написано еще много книг, монографий, диссертаций, в которых отразится многогранная деятельность Рашита Ягафарова. Он достоин этого». Аминь, пусть так и будет.
Файзулхак Ислаев, доктор исторических наук, профессор.
Этот очерк вышел в мартовском номере журнала «Безнен мирас» («Наше наследие»), публикуется с небольшими сокращениями.


При использовании материалов сайта обязательно указывайте ссылку. Без нее любое размещение материалов будет рассматриваться как нарушение авторских прав редакции "Тан" ("Рассвет").


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *