Обучающий семинар по теме «Традиционная народная кукла: происхождение, типология и классификация»

Обучающий семинар по теме «Традиционная народная кукла: происхождение, типология и классификация»
27-28 февраля в Центре занятости населения состоялся обучающий семинар по теме «Традиционная народная кукла: происхождение, типология и классификация», основной целью которого было сохранение культурных традиций татар и башкир через народную куклу. Обучение стало возможным благодаря финансовой помощи депутата Законодательного Собрания Пермского края В.А. Сухих. Организаторы также выражают благодарность общественному женскому движению «Ак калфак» при ОО «Культурный центр татар и башкир Бардымского района» за материальную и моральную поддержку.
Под руководством народного мастера Прикамья, педагога-психолога дошкольного образования, руководителя музея текстильной куклы «Пелагея» Ольги Поповой из Перми группа, состоявшая из учителей труда школ района, воспитателей детских садов и безработных, в течение двух дней осваивала обширную программу. В первую очередь, они получили теоретические знания о том, как и когда возникли куклы. Оказывается, различные куклы-обереги изготавливались с давних времен у разных народов: славян, татар, башкир. В первый раз детей с куклой знакомили в возрасте 2-3 лет, делали для них маленький оберег и вручали, когда они шли самостоятельно гулять на улицу.
Затем участникам было продемонстрировано изготовление традиционных татарских, башкирских кукол. По завершении семинара каждый участник изготовил традиционную куклу «перевертыш» и получил сертификат.
По словам преподавателя ЦЗН Розалии Тляшевой, куклы-обереги изготавливаются без единого шва по узелковой технике с помощью нитки, лоскутков ткани и ваты. Работа начинается с формирования головы и ручек, затем на куклу «надевается» подъюбник, платье, фартук, платок, пояс. Бывают куклы, которым пришиваются ножки, надеваются лапти или валенки. Такие куклы обязательно должны стоять. Еще одна особенность кукол-оберегов — безликость, так как они не должны выражать эмоций.
Среди представленных вологодских, архангельских, башкирских кукол можно встретить самых разных. К примеру, «перевертыш» совмещает в себе двух кукол, которые спрятаны одна в другой. Если по этой технике делалась игровая кукла, то одна из них была с открытыми глазами, другая с закрытыми. А оберег «семейка» (муж, жена и ребенок, перевязанные веревочкой), по преданию, должен быть в каждом доме, чтобы семья была крепкой.
Основное отличие традиционных татарских кукол от славянских заключается в том, что тельце делается методом «скрутки». На некоторых есть ножки, но без ступней и соответственно – без обуви. Среди них можно встретить кукол, основой которых служит лучина. На традиционных татарских куклах платья были туникообразные и по бокам сшивались.
— Я считаю, что такие курсы очень нужны. Ведь кукла – это часть нашей истории, традиций. У нас богатая культура, необходимо лишь восстановить утраченное, а не перенимать новое с запада. Я рада, что есть люди, стремящиеся к восстановлению старины, которые не безразличны к будущему наших детей. Именно к ним и относится Ольга Николаевна. Надеюсь, что среди обучившихся найдутся те, кто сможет заняться изготовлением татарских кукол. Хотелось бы провести еще одни курсы, направленные на изготовление игровых кукол,- отметила Розалия Назиповна.
Венера Шарафутдинова.


При использовании материалов сайта обязательно указывайте ссылку. Без нее любое размещение материалов будет рассматриваться как нарушение авторских прав редакции "Тан" ("Рассвет").


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *