Слово об отце

nurbakovГоды идут, и все чаще я мысленно возвращаюсь в прошлое, в годы молодости. В такие моменты я вспоминаю родителей, подаривших мне жизнь. И думаю: какие это были счастливые годы, когда рядом со мною был сильный человек — мой отец. Нынче, будь он жив, ему бы исполнилось 100 лет. Родился наш отец Ширгазихан Барыевич Нурбаков в Кармановке. Дедушка Барый был главой одной из трех семей, основавших Кармановку. Руки у него были золотые, жил богато. Держал около ста пчелосемей, скотину.
Отец вырос весь в дедушку — таким же трудолюбивым, честным, острым на язык и доброго нрава. В 18 лет его призвали в армию, служил он во Владивостоке. В период коллективизации всей семьей вступил в колхоз. Его послали учиться на счетовода. Много лет проработал в колхозе счетоводом, был председателем ревизионной комиссии. А в 1950-1955 гг по решению райкома возглавил колхоз в Сосновке. За то, что ему удалось вывезти хозяйство в передовики, был награжден двуствольным ружьем. Отец очень гордился этим подарком. Очень любил читать. Поэтому у нас в доме всегда выписывали газеты «Рассвет», «Звезда», «Правда». Мы тоже просматривали, читали эти газеты, и берегли — не мяли, не рвали. После смерти дедушки отец увез нас в Кармановку.
Первая война, в которой отец участвовал, была с финнами, потом — Великая Отечественная. В 1942 году попал с ранением в госпиталь. Тогда ему посчастливилось ненадолго вернуться в деревню. Никогда отец не сидел без дела — ни в свободное от колхозной работы время, ни на пенсии. Тем, кто строился, ставил оконные брусы, делал наличники. Я вырезала узоры. Мама работала трахоматозной медсестрой. В хозяйстве у нас было много гусей, коров. Вот так непросто мы жили, ведь зарплату тогда не платили, пенсия была маленькой.
Хоть и много работы было, в выходные родители брали меня и сестру на гору «Маяк». Помню: отец с матерью беседуют у костра, а мы играем. И отношения у родителей были на зависть. Когда приходили гости, все было отменно — и как они шутливо общались, и как обходились с гостями, и их задорные танцы. Кто только не бывал в доме наших радушных и хлебосольных родителей. Кто-то из района или же артисты — все останавливались у нас. В 1952 году у нас даже по-бывал певец Нурулла-сандугач — вот такой редкой чести мы удостоились в свое время.
Через много испытаний пришлось пройти нашему отцу. Трижды горел дом. Снова строился. Помог поднять дом сестре Разии-эби, сыну Халилю. Нелегко, наверное, было.
В 1984 году он тяжело заболел. Очень долгое время держался на одних лекарствах. Но не падал духом, несмотря ни на что. Выходил в сад и часами любовался, как летают пчелы. Наверное, наблюдая за этими трудягами, и сам набирался сил. Нас он научил слушать, как поет пчелиная матка. И как поет — просто диво! От прежней семьи отделялся новый рой, новая семья — и все это отражалось в ее песне.
Ушел из жизни отец 20 июля 1985 года. До последнего дня следил за собой, был чист, аккуратен. И ушел он тихо, никого не обременяя. Не каждому такая смерть дается. Хвала Всевышнему. В день, когда его хоронили, с утра шел дождь. Дождь на время, пока рыли яму и погребали отца, прекратился. А после начал снова. И думаю: может, это было в знак уважения к нашему отцу?
Мы и сейчас очень скучаем по нему. Не хватает его мудрых советов, прекрасного пения, теплого взгляда. Пусть душа отца радуется. Спасибо ему за все.
От имени пятерых детей дочь Гульзихан МАСАГУТОВА.

При использовании материалов сайта обязательно указывайте ссылку. Без нее любое размещение материалов будет рассматриваться как нарушение авторских прав редакции "Тан" ("Рассвет").


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *