Без вины виноватые

«Враг народа». Это выражение в тридцатые годы прошлого века употреблялось весьма часто. Неисчислимы страдания, перене­сенные ни в чем не повинными людьми из-за ошибочной политики государства — многие были аресто­ваны, сосланы в лагеря, немало людей погибло в расцвете сил.
Первую группу обвиняемых составили зажиточные и кулаки. В 1930-33 гг. только из нашего райо­на по этому обвинению была сослана 661 семья (3479 чел.), у них было конфисковано все имущество, а сами они в «телячьих» вагонах отправлены в Карабаш. Среди них были и семьи Валитовых и Хасановых из Константиновки. Арестов со временем стано­вится все больше — людей хватали ни за что, вешая при этом ярлык «враг народа». Не обошло это сто­роной и наш район. В 1937 году в районе арестовали 113 представите­лей интеллигенции и сослали в лагеря, 35 из них расстреляли. В том же году арестовали и нашего отца Назмухамата Валиевича Тякина — обвинили его в порче колхозного имущества, безвинно осудив на 10 лет. Матери пришлось воспитывать нас, четверых детей (мне тогда было 13 лет), одной. А ведь так все хорошо начиналось… Отец в 1922-23 гг. был председателем сельсовета, в 1925-32 гг. — счетоводом промартели. Тогда в деревне как раз велась борьба за ликвидацию неграмотности.
В 1932-33 гг. поля насильно созданных колхозов дали неплохой урожай зерновых. Но жизнь сельчан от этого лучше не становилась — все до единого зернышка сдавалось государству. А кроме того, каж-дая семья была обязана выплачивать различные налоги.
Не прошло и месяца после аре­ста отца, как нашли обвинение и против меня. Будто бы я поджег со-лому в поле. Ночью вызвали в сельсовет. Хотели увезти в Барду, но я сбежал. Лишь когда мой одноклассник Муллазян Рангулов сказал следователю, что я не виновен, меня оставили в покое.
В тот год колхоз получил хоро­ший урожай. За отцовскую работу нам должны были выдать 80 пудов зерна. Но «стараниями» некоторых односельчан мы их так и не получили: отец ведь — «враг народа». Однако мир не без добрых людей. Все старались помочь, кто чем мог. Особенно мать, чтобы мы были сыты, одеты, получили образование. Пусть ее место будет в раю.
Каторжный труд валил узников одного за другим. За 6 лет отец перенес немало мучений, вернулся он уже совсем больным, нетрудоспособным. Видимо, в лагере посчитали, что нет смысла плодить у себя таких вот негодных к работе. В декабре 1943 года отца освободили. В деревянных башмаках, переходя с этапа на этап, преодолев тысячу трудностей, он с Колымы добрался до Чернушки… Встретились одно­сельчане, которые приехали сдавать зерно на элеватор, и, дав ему валенки, тулуп, забрали с собой в Константиновку. Кожа да кости, впалые глаза — невозможно было узнать в этом человеке Назмухамата Валиевича. Лечили различными травами, хвойным паром, другими методами народной медицины, и в конце кон­цов он встал на ноги.
Но лагерные мучения, незаслуженное унижение не прошли бесследно. В 1962 году его реабилити­ровали, а уже 13 апреля 1963 года, не дожив даже до пенсии, отец ушел от нас навсегда.
Я верю, что горькая судьба нашего поколения больше никогда не повторится, никто уже не сможет повернуть вспять колесо истории.
Ханиф ТЯКИН,
отличник просвещения школ РСФСР, почетный гражданин района.


При использовании материалов сайта обязательно указывайте ссылку. Без нее любое размещение материалов будет рассматриваться как нарушение авторских прав редакции "Тан" ("Рассвет").


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *