Приобщая детей к родному языку, национальной культуре

Коллектив учителей гимназии 2018
Ребенок проводит в школе треть, если не половину своей активной жизни, поэтому коллектив любой школы стремится, чтобы их учебное заведение стало для детей вторым домом. Домом с особой атмосферой, комфортной образовательной средой для развития способностей своих учащихся. В этом году одному из них – Бардымской гимназии — исполняется 25 лет.
Идея создания гимназии в районе появилась ещё в начале 90-х годов, когда районный отдел образования поставил задачу повысить уровень образованности населения. Разработкой этого вопроса занимались заместитель главы администрации района С.Н. Назин, заведующий отделом образования Н.Г. Бакунов и директор Бардымской средней школы Ю.А. Нураев. Постановлением администрации Бардымского района в 1993 году две бардымские школы, начальная и средняя, были реорганизованы и созданы Бардымская средняя школа № 1 со статусом опытно-экспериментальной площадки по созданию модели национальной школы-гимназии и Бардымская средняя школа №2. Главная задача новой школы была связана с выполнением социального заказа: обеспечивать район собственными кадрами и воспитывать интеллектуальную элиту, способную в будущем развивать экономику своего края. С этого момента началась огромная и кропотливая работа по созданию условий для обучения и развития учащихся на более высоком уровне.
Первым директором вновь открытой в 1993 году Бардымской средней школы № 1 стал Ю. А. Нураев. Юрий Ахмарович понимал, что образование в новой школе должно быть современным. С этой целью он обучает специалиста и вводит в гимназии необычный для того времени учебный предмет «Экономика», приглашает из Перми ученых и специалистов для проведения рефлексивно-проектных семинаров. По его инициативе в гимназию приезжают преподаватели вузов г. Перми для подготовки выпускников и проведения совмещенных вступительных экзаменов. Огромен его вклад в создании «духа» новой школы. Юрий Ахмарович устанавливает связи с образовательными и культурными учреждениями и организациями республик Татарстан и Башкортостан. Регулярными стали поездки администрации, учителей и учащихся по обмену опытом в национальные гимназии этих республик. Под его профессиональным и мудрым руководством школа выросла и окрепла.
С 1998 года развитие гимназии находит достойное продолжение под руководством второго директора — Почетного работника общего образования Н.Г. Исмагиловой.
Миссией образовательного учреждения в эти годы была следующая: наряду с высоким уровнем образованности обеспечить национально-культурную самоидентификацию личности. Гимназия работала в условиях реального двуязычия: русского и татарского, и, по сути, являлась национальной. Поэтому с первых дней здесь начинается целенаправленная работа по формированию национального самосознания и духовных ценностей учащихся, личностно значимого отношения к татарскому и башкирскому языкам. В 2003 году разрабатывается и успешно реализуется целевая программа «Национально-региональный компонент образовательной системы Бардымской гимназии». Приобщение детей к национальной культуре идёт на уроках, факультативах, спецкурсах, кружках и в воспитательной работе. Изучение гимназистами этнической культуры проходило на уроках татарского языка и литературы, истории Прикамья, истории татарского и башкирского народов. На протяжении десятилетий эту работу ведут учителя татарского языка и литературы Фаима Нургалиевна Рангулова, Лилия Ильсуровна Мусина и Эрвин Вахитович Ахматнуров.
Кропотливая работа приносит свои результаты: школа со статусом опытно-экспериментальной площадки, успешно пройдя аттестацию в 2001 году, получила статус гимназии, а в 2006, 2011 годах подтвердила его. В 2008 году гимназия стала лауреатом конкурса «Школа России – 2008» и ей было присвоено звание «Академическая школа», а в 2010-м она была в числе первых трех образовательных учреждений Пермского края по показателю «Средний балл по обязательным предметам ЕГЭ».
Логическим продолжением в поликультурном образовании детей стало освоение гимназистами культурного пространства многонационального Пермского края. В 2006 году гимназия инициирует организацию и проведение I регионального фестиваля «Содружество» для детских и подростковых коллективов образовательных учреждений с этнокультурным компонентом содержания образования. Также границы межкультурного взаимодействия расширяются благодаря реализации международных российско-германских проектов в 2011 , 2012 , 2013 и 2015 годах. Они были задуманы и реализованы благодаря выпускнице гимназии Айгуль Назиной – в то время координатора международных молодёжных проектов, учителю немецкого языка Н.И. Мухайловой и Н.Г. Исмагиловой. В рамках этих проектов гимназисты и учащиеся школы г. Веймара посещали учреждения религии и культуры обеих стран, на семинарах и круглых столах обсуждали проблемы сохранения национальной культуры. Проекты способствовали введению в учебный процесс изучения в гимназии второго иностранного языка – немецкого.
Важным событием в жизни гимназии стало строительство и переезд в новое здание в 2010 году. Усилиями директора были созданы комфортные условия, построена спортивная площадка на средства проекта « Газпром – детям», оборудован тренажерный зал, летний класс – беседка, две теплицы, посажен яблоневый сад и оформлена территория гимназии.
Благодаря инициативе Нурии Габдрахмановны, произошло ещё одно знаменательное событие в жизни школы и района: в 2016 году гимназии было присвоено имя великого татарского поэта Габдуллы Тукая.
По итогам рейтинга 2014 года «Лучшие школы России» гимназия вошла в число 200 сельских образовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников. По результатам 2016-2017 учебного года гимназия вошла в ТОП-300 лучших сельских школ России. В этом огромная заслуга и администрации гимназии, и команды учителей. Они — профессионалы своего дела, которые стремятся использовать в образовательном процессе инновационные технологии, находятся в постоянном поиске эффективных методов обучения.
В гимназии работают 55 учителей, один из них Заслуженный учитель — это Диля Назьмулловна Мунасипова. 8 победителей федерального уровня конкурса среди лучших учителей в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»; 3 педагога награждены знаком «Отличник народного просвещения РФ», 12 педагогов — медалью «Почётный работник образования РФ», 4 педагога — победители и призёры краевого этапа конкурса «Учитель года», 15 педагогов — муниципального этапа.
Кроме этого, Л.И. Мусина, учитель татарского языка и литературы, в 2017 году на Всероссийском мастер-классе учителей родных языков «Туган тел» заняла второе место, в 2018 году на Всероссийском конкурсе «Лучший учитель татарского языка и литературы» стала победителем в одной из номинаций, А. А. Киндяшева, учитель русского языка и литературы, в 2017 году стала победителем краевой метапредметной олимпиады учителей в номинации «Смысловое чтение». Это далеко не полный список достижений учителей.
Гимназию по праву можно назвать инновационной школой: в настоящее время она является краевой апробационной площадкой по обеспечению подготовки к введению ФГОС на основной ступени обучения. На ее базе проводятся научно-практические конференции и семинары районного и краевого уровней. Педагоги гимназии постоянно участвуют и выступают на различных краевых научно-практических конференциях по инновационной деятельности.
В гимназии ведется целенаправленная работа с одаренными детьми в разных направлениях. Для развития художественно-музыкальных способностей действуют кружки: танцевальный ансамбль «Алтынай» (рук. А.Р. Амирова), вокальный ансамбль «Серебряные колокольчики» (рук. Г.Г. Халилова), фольклорный ансамбль «Чишмэ» (рук. Г.С. Мавлютова). Ежегодно ребята участвуют во всероссийских и региональных конкурсах и фестивалях, становясь лауреатами и победителями.
Для развития спортивных способностей действуют спортивные секции. Результатом труда тренеров Ралиса Мугаллимовича Шамсутдинова, Альфии Рифатовны Черниковой, Рамазана Файзуловича Имайкина и их воспитанников являются лидирующие позиции спортивных команд гимназии в баскетбольных, волейбольных и легкоатлетических соревнованиях.
Кроме этого, действуют клубы по интересам. Клуб интеллектуальных игр (рук. А.А. Киндяшева). Два года команды старшеклассников участвовали в Международном кубке по интеллектуальным играм в г.Казани. В клубе «Гео» под руководством учителя географии Д.Н. Мунасиповой ребята изучают народные обычаи и традиции. Также Диля Назьмулловна организовала в школе отряд «Этнос», члены которого проводят с учителем экспедиции по Бардымскому, Октябрьскому, Березовскому, Лысьвенскому районам с целью сбора информации и предметов старины. В рамках деятельности клуба «Юные патриоты» (рук. Э.В. Ахматнуров, Л.И. Мусина, Л.М. Мавликаева) учащиеся принимали самое активное участие в благоустройстве территории площади Победы и обелисков, могил, захоронений на территории района. А в клубе «Биокомп» (рук. Р.М. Кучукбаева) ребята занимаются изучением природы родного края, организуют экологические турслёты.
В 2012 году открыл двери школьный этнографический музей, которым руководит Д.Н. Мунасипова, вместе со своими помощниками она ведет большую разностороннюю собирательскую, просветительскую, исследовательскую работу.
Славу школе приносят её ученики. На сегодняшний день в гимназии обучаются 718 учащихся, за эти годы выпустилось 998 гимназистов. С 1993 года школу закончили с золотой медалью 35 выпускников, с серебряной – 30. С 2014 года получили аттестат с отличием и медаль «За особые успехи в обучении» 16 выпускников. 100 баллов на ЕГЭ по литературе получили 2 выпускника, по русскому языку — 1.
Ежегодно увеличивается число победителей и призеров предметных олимпиад и конкурсов краевых и всероссийских уровней. К примеру, обладателями Губернаторской премии в рамках конкурса среди талантливой молодёжи стали 2 обучающихся, знаком отличия «Гордость Пермского края» в 2015 – 2017 гг. награждены 5 учеников, победителями и призёрами международной и региональной олимпиады по татарскому языку и литературе за последние три года стали 5 обучающихся.
Гордостью гимназии являются её выпускники — те, кто трудится в с.Барда на благо процветания района и те, кто связал свою жизнь и деятельность с Пермским краем.
Всеми узнаваемы и любимы заслуженные артисты республик Татарстан и Башкортостан Гузель Уразова и Лилия Биктимирова, популярный актёр, сценарист сериала «Реальные пацаны» Станислав Тляшев.
Наши выпускники живут и за рубежом, среди них есть те, кто получает второе высшее образование и пишет научные работы: Венера Илькаева (Адамович) — студентка магистратуры по туризму в Университете Сандерлленда в Лондоне (выпуск 1997), Альбина Юсуфкулова (Маурер) – акушер-гинеколог-онколог в университетской клинике г. Клостер Файльсдорф (Германия) (выпуск 1997), Ляйсан Мавликаева – докторант кафедры маркетинга и преподаватель университета Менделя г.Брно (Чехия) (выпуск 2006), Юлия Байкиева (Ким) работает в Сеульском национальном Университете (Южная Корея) куратором англо-и русскоязычных студентов (выпуск 2008).
Гимназия действительно стала вторым домом для своих учащихся. Чувство сплоченности, комфорта рождается в традиционных, ставших любимыми для гимназистов, мероприятиях. Каждый новый учебный год открывается праздником «День гимназии». Он проводится в различных формах: спортивного праздника, детского сабантуя, фестиваля народов мира. А в конце учебного года ребята с нетерпением ждут подведения итогов на традиционном школьном празднике «Мои достижения», где они получают грамоты и призы по итогам года в разных направлениях.
Сегодня Бардымская гмназия, сохраняя национальные традиции и преумножая их, идет в ногу со временем. Четверть века истории гимназии научила коллектив школы никогда не останавливаться, не бояться открывать новые горизонты развития и всегда быть верными себе.
Здесь воспитывается будущее поколение села — новое поколение энтузиастов, поколение творцов и новаторов. Нам есть чем гордиться, нам есть к чему стремиться!
Альбина КИНДЯШЕВА,
учитель русского языка и литературы.


При использовании материалов сайта обязательно указывайте ссылку. Без нее любое размещение материалов будет рассматриваться как нарушение авторских прав редакции "Тан" ("Рассвет").


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *