К Международному дню родного языка. Дания Мирхазовна Сарманаева.

 21 февраля широко отмечается Международный день родного языка. Эта статья об ученой Сарманаевой Дании Мирхазовне (19171977), изучавшей говор уральских татар, в том числе бардымских, и ее кандидатской диссертации приурочена к этому дню. Нынче Бардымский район отмечает 95-летие, поэтому было бы уместно вспомнить о нашей известной землячке.

На фото из семейного архива Алсу Мавликаевой - она с родителями Шакуром Губаевичем и Данией Мирхазовной Сарманаевыми. (г. Оренбург, 1955 г.).
На фото из семейного архива Алсу Мавликаевой — она с родителями Шакуром Губаевичем и Данией Мирхазовной Сарманаевыми. (г. Оренбург, 1955 г.).

В прошлом году исполнилось 70 лет, как была написана диссертация «Диалектальные особенности говора среднеуральских татар» на соискание степени кандидата филологических наук. На титульной странице научной работы дата написания — 1948 год, год защиты — 1950, Москва. Ее автор — уроженка с. Сараши Бардымского района Дания Мирхазовна Сарманаева. Труд посвящен говору татар Среднего Урала, в том числе и бардымских.
Вызывает чувство гордости, что столь объемная работа (181 страница) была выполнена в непростые послевоенные годы. Во время изучения единственного экземпляра, хранящегося в местном краеведческом музее, с уже пожелтевшими страницами, стало интересно, кто же автор этого труда, какую ценность имеет эта работа.
Дания Мирхазовна Сарманаева родилась 10 февраля 1917 года в с. Сараши в бедной семье Мирхаза и Замили Сарманаевых, младшей из 6 детей. С детства росла старательной, энергичной, стремилась к знаниям, благодаря чему, достигла больших высот в жизни. Начальное образование получила в родном селе.
В подростковом возрасте судьба связала ее со Свердловском, среднее образование она получала уже здесь, в уральской столице. Во время учебы в Свердловском педагогическом техникуме активно занималась комсомольской деятельностью — была избрана членом городского комитета РКСМ. В 1938 году окончила Свердловский педагогический институт. Преподавала татарский язык в школах села Енапаево Октябрьского района Пермской области, Соль-Илецка Оренбургской области, в годы Великой Отечественной войны — в Бардымской средней школе. Также преподавала в Кояновском татарском педагогическом училище, Казанском и Оренбургском педагогическом институтах, была доцентом. Стремление к знаниям отличало Данию Мирхазовну всю жизнь. Училась в аспирантуре Казанского педагогического института, ее наставником был известный татарский языковед Латыф Заляй. Защитила кандидатскую диссертацию, удостоена звания кандидата филологических наук, научный руководитель — профессор М.А. Фазлуллин.
Она стала первой женщиной-ученой из Бардымского района, достигшей такого уровня.
Вступительная часть диссертации включает краткий экскурс в историю формирования и этнографию среднеуральских татар. Особую значимость имеет часть работы, посвященная фонетическим, морфологическим, синтаксическим, лексическим особенностям языка среднеуральских татар. «Язык среднеуральских татар практически не изучен. В нем очень много диалектальных особенностей, до сих пор встречаются активно используемые специфические формы, древние языковые элементы, синтетические языковые формы (инкорпорация), архаизмы», — пишет она в своей научной работе на 2 странице. По деревням, селам (33 населенных пункта) в поисках материала для изучения (говора, фольклора) ходила зачастую пешком, иногда — подвозили на телеге. «Во время учебы в аспирантуре Казанского государственного педагогического института, в 1946 году, участвовала в научной командировке на Урал. В поездке изучала язык жителей и проводила этнографическое наблюдение в районах Молотовской (название Пермского края в период 1940-1957 гг. примечание автора) области — Бардымском, Уинском, Щучье-Озерском, Чернушинском, Верхнемуллинском. С той же целью в 1947 году побывала в Красноуфимском, Манчажском, Сажинском районах Свердловской области», — пишет Д.М.
Сарманаева. В результате был собран богатый научный материал по истории происхождения татар Прикамья, Прииренья, Притулвья, их культуры и быта. Говор среднеуральских татар был глубоко изучен, собранный материал был систематизирован. В Бардымском районе она побывала в селах Елпачиха, Березники, Куземьярово, Мостовая, Батырбай, Сюзянь, Краснояр, Аклуши, Тюндюк, Султанай, Сараши, Танып, Константиновка, Кармановка, Сосновка. В приложении размещены словарь говоров, сказки, старинные песни, фразеологические обороты, даже местные прозвища, и многое др. Для исследователей фольклора ее работа — просто находка. Материал собран более 70 лет назад, большинство носителей языка — уже были в возрасте.
Д.М. Сарманаева после защиты диссертации. В Москве у Казанского вокзала (1950 г.).
Д.М. Сарманаева после защиты диссертации. В Москве у Казанского вокзала (1950 г.).

— Наша мама разговаривала на литературном татарском языке. Мыслила глубоко, ясно, в речи русских слов не использовала. Не знаю никого, кто лучше мамы знал бы татарский язык. Могу отметить только учителей Нурдиду-апа Имайкину и Клару-апа Хусаинову, редактора газеты Амира-ага Фатыхова.
Выступая перед аудиторией, могла часами говорить на разные темы.
Она знала практически всех татарских писателей. «Такташ-ага, Ибрагим-ага», — говорила она (речь о Хади Такташе и Ибрагиме Гази — примечание автора). Помню, что со своей закадычной подругой Улмэс-апа Ибрагимовой, автором монографии о Габдрахиме Утыз Имани, переписывалась, используя арабский алфавит. В нашем детстве мама всегда повторяла имя Тукая: «Тукай так сказал, Тукай так написал». С моим младшим братом Артуром мы росли, слушая сказки Тукая «Су анасы», «Шурале» и др. Дома всегда читали, даже допоздна, хотя мама не разрешала читать в сумерках, чтобы не испортить зрение. Она была жизнерадостным, оптимистичным человеком. Пела, самостоятельно научилась играть на пианино. Ее слова: «Знайте свой язык. Будете знать татарский — будете понимать и другие тюркские языки», — навсегда остались в моей памяти, — рассказывает дочь Дании-апа Алсу Шакуровна Мавликаева, проживающая в Барде.
«Язык татар этих областей (речь о Пермской и Свердловской областях — примечание автора) — мой родной язык (я сама из Молотовской области, Бардымского района, с. Сараши), стала его изучать еще во время учебы в педагогическом институте. Окончив институт, 7-8 лет преподавала в этих областях, и мне все больше раскрывались специфические стороны этого языка. Во время учебы в аспирантуре продолжила изучать язык и решила выбрать эту тему для своей диссертации», пишет Дания Мирхазовна в своей научной работе на 2 странице. В заключительной части (на 153 странице) она делает следующий вывод: «Говор среднеуральских татар по своим морфологическим, синтаксическим, лексическим особенностям несколько отличается от других диалектов татарского языка… Говоры татар Бардымского, Верхнемуллинского, Чернушинского районов Молотовской области очень близки к среднему диалекту татарского языка. Поэтому, было бы правильнее их все рассматривать как один говор среднего диалекта под названием «бардымский говор».
Безусловно, кандидатская диссертация Д.М. Сарманаевой — огромное сокровище для нас, ее научный труд позволяет рассматривать бардымский говор, как особую ценность. Наверное, осознавая глубину той темы, за которую она взялась, автор пишет: «Мой труд далек от того, чтобы отразить все языковые особенности татар Среднего Урала. Его можно лишь назвать вступлением к изучению языка.
Чтобы полностью раскрыть все языковые особенности среднеуральских татар, необходимо выполнить несколько таких работ», — подытоживает она.
Вот что пишет доктор филологических наук, профессор Дария Байрамовна Рамазанова в книге «Национально-культурное наследие.
Татары Пермского края. Барда»: «Д. Сарманаева собрала богатый материал не только по языку татар Среднего Урала, но и по их истории, этнографии, ввела все это в научный мир (стр. 81). Подробно описала фонетические, морфологические, синтаксические, лексические особенности говора в тот период времени.
Сам говор она разделила на три подгруппы – бардымскую, уинскую и красноуфимско-манчажскую. Еще одно важное значение этой диссертации — к ней автор приложил богатое приложение. Так что этот говор получил подробное описание в татарской диалектологии, свой вклад в которую внесла и Д. Сарманаева».
Языки народов Пермского края всегда вызывали интерес у исследователей. Будем надеяться, что работа в этой сфере продолжится и дальше, как важное подспорье в изучении нашей самоидентичности.
Роза ГИЗЗАТУЛЛИНА.


При использовании материалов сайта обязательно указывайте ссылку. Без нее любое размещение материалов будет рассматриваться как нарушение авторских прав редакции "Тан" ("Рассвет").


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *