Этнографический музей в гимназии

(Просмотрено - 60 раз, просмотров за сегодня - 1 )

musey_sh2

В гимназии работает этнографический музей. Его руководителем является Диля Назьмулловна Мунасипова – учитель географии, а экскурсоводами – ученики школы Денис Касимов (9а кл.), Эльвина Илькаева (10а кл.), Гузель Габдушева (11а кл.), Эмиль Иткинов (9а кл.). Ребята не просто рассказывают посетителям об экспонатах, но и пишут проекты, защищают их и получают призовые места не только на районном и краевом уровнях, но и на всероссийском.
Музей поделен на несколько частей, одна из которых представляет интерьер старинного дома гайнинского народа. Об особенностях интерьера подробно рассказал Денис Касимов. Оказывается, только у гайнинцев дом делился на четыре зоны. Справа от входа располагалась печь, на которой готовили еду, спали. Рядом с печью находилась женская половина, отделенная занавеской (чаршау). На стене висел шкаф, где хранились посуда и припасы, на полу стояли ведра с водой. На своей половине женщины готовили еду. В передней части дома (тур баш) были расположены сике – нары для сиденья с постеленными на них ткаными паласами или овечьей шкурой. Также здесь, на специальной подставке мог стоять ярко окрашенный сундук, а если сундуков было несколько – они ставились друг на друга. В основном они были с внешним, реже – с внутренним замком. В центре дома стоял большой стол, за которым вся семья трапезничала. Если был ребенок, здесь же к потолку крепилась пружина с колыбелью (сали). Слева располагалась спальная зона – ян сике. Здесь располагались нары пошире, на которых не только сидели, но и спали. По периметру дома к потолку для красоты крепились подзоры (кашага), на стене висел тастымал, на подоконниках обязательно стояла герань. Испокон веков гайнинцы отличались чистоплотностью, аккуратностью.


Печь занимала одно из главных мест в жизни гайнинцев. Эмиль Иткинов написал проект «Печь старинных домов тайнинских народов». Во время работы над ним он выяснил, что, оказывается, только гайнинцы белили печь, а другие народы оставляли ее глиняной, также у других народов казан не встраивался в печь, а подвешивался рядом, обкладывался камнями и топился отдельно от нее. По проекту Эмиля в музее создан макет печи.
Одну из стен музея занимают тастымалы. Здесь представлен не только бардымский, но и тастымалы из соседних районов. Они, конечно, очень разные. Отличаются и рисунком, и цветом, а на тастымалах из Березовского района есть вставка из ткани. Как оказалось, раньше рукодельницы использовали этот элемент, чтобы подчеркнуть состоятельность семейства. Эльвина Илькаева написала исследовательскую работу «Наша гордость – бардымский тастымал» и завоевала диплом 1 степени на дистанционном конкурсе научно-исследовательских работ школьников «Кто бывал в экспедициях», проводимом географическим факультетом ПГНИУ Рядом с тастымалами свое законное место занимает ткацкий станок, на котором лет сто назад ткали не только тастымал, но и паласы. Трудно представить, где можно сейчас такой найти. Но ребята не боятся сложностей и готовы искать,собирать, изучать, также у них огромное желание самим научиться ткать.
Еще один атрибут гайнинца – тюбетейка. В музее представлена целая выставка, где показана эволюция бардымской тюбетейки: от самой простой, на которой нет даже орнамента, до современной – с изящным узором, вышитым бисером. Все познается в сравнении: рядом расположены тюбетейки из Туркмении, Казани, Таджикистана, Казахстана, Березовского и Октябрьского районов. Габдушева Гузель написала по данной теме исследование «Моя бардымская тюбетейка» и успешно защитив его на краевом конкурсе исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» вышла на всероссийский уровень, но из-за отсутствия финансирования не попала на очный тур.
Музей богат и другими экспонатами, которые заслуживают отдельного внимания. Это и железнодорожный фонарь, и утюги с крышкой для угля, и ступы, и электрический самовар «Спутник», изготовленный к юбилею полета Ю.Гагарина, который дарили только ударникам социалистического труда.
Недавно Нияз Ибрагимов, ученик 8а класса написал работу, в которой сравнивал интерьер старинного дома тайнинских народов с китайской наукой фэн-шуй. И хотя было найдено немало различий, определенное сходство все же есть, например, китайцы, как и гайнинцы, почитают герань, и те, и другие никогда не лягут спать под матицей (матча), поскольку в обеих культурах есть поверье, что под ней скапливается отрицательная энергия.
– Идея создания музея появилась четыре года назад на очередном заседании клуба «Гео», – сказала Диля Назьмулловна. – А после Яхин Айдар принес фляжку деда, которая и стала первым экспонатом. Все представленные предметы собраны ребятами во время экспедиций, а изучены благодаря кропотливой работе с информатором на месте – это в районе является редкостью. История хранит еще много тайн, у нас есть совсем неизученные экспонаты – это подстегивает нас на новые экспедиции, исследования. В прошлом году к нам приезжали представители Уфимского телевидения, они отсняли много материала и спустя 2 месяца на канале БСТ были показаны три передачи о нашем школьном этнографическом музее. Это важно, когда труд ребят оценивается достойно.
Венера АЛАПАНОВА.

 

(Пока оценок нет)


Подпишитесь на обновления RSS-ленты

При использовании материалов сайта обязательно указывайте ссылку. Без нее любое размещение материалов будет рассматриваться как нарушение авторских прав редакции "Тан" ("Рассвет").

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.