Почему мы башкиры

Многие не могут объяснить, почему они башкиры, ведь язык ближе к татарскому. Возникает проблема: мы то ли башкирские татары, то ли татарские башкиры.
Можно, конечно, назваться гайной или бардымцем, т.к. мы потомки гуннов и в наши края пришло племя бараджей в конце XIV века из Биляра, а вообще-то они выходцы из Передней Азии. Однако в списках наций таких на­циональностей нет
Итак, о национальности «башкир».

Первые четкие упоминания о башкирах начинаются с сочинения Саллама Тарджемана в отчете о путешествии 842-847 гг. и в дневниках Ибн-Фадлана в 921-922 гг. (Мажитов Н.М. «История Башкор-тостана, том 1, г. Уфа, 1994 г.).
В настоящее время некоторые ученые Башкирии (Р. Буканов, Н. Бикбулатов, Н. Мажитов, А. Султа-нова) склоняются к следующей идее: в раннем средневековье чело-век по имени, видимо, хан Башджурт (Башкорт) был наместником провинции Хазарского каганата. Он был знатным человеком, владел большой территорией, имел дружину в 2000 человек (Мажитов Н.М. «История Башкортостана»). Сторонники и последователи Башкорта стали называть себя «башкирами». Вспомните узбеков и ногайцев, ведь это объединения различных народов вокруг одного очень авто-ритетного хана, название племен забылось, а название сторонников сохранилось как национальность. Точно так же славяне приняли в качестве самоназвания название скандинавского племени «руссов» (им-ператор Константин Порфирородный четко отличал славян от руссов).
Вот что написано в Краткой эн­циклопедии «Башкортостан»: «Ныне получила распростране­ние точка зрения, согласно которой слово «башкорт» этимологизируется как «волк-вожак», «волк-предво-дитель», но оно первоначально являлось именем конкретного человека, предводителя племен, объеди­нившихся под его началом в воен­но-политический союз (раннюю форму гос. образования), а затем стало общим наименованием этого объединения.
История сохранила имя воена­чальника Башгирда, жившего, по всей вероятности, в 1-й пол. IX в., к которому хазарский хакан обра­тился с предложением идти похо­дом на булгар. С этого времени эт-ноним башкорт регулярно встреча-ется в источниках.
Переход антропонима в название формирующегося народа закономерный путь возникновения этно­нима, особенно у тюркских народов (сравните: Узбек – узбеки, Ногай – ногайцы, Осман — турки-османы и др.). Должно быть, слово башкорт довольно быстро, уже в IX в., стало и этнонимом народа».
Именно наш регион назван серд­цем древней Башкирии в книге «Историческая записка о … центре древней Башкирiи», г. С.-Петербургъ, 1867 г., автор неизвестен (с книгой любезно ознакомил Р.Ш. Валиуллин).
Таким образом мы стали башки­рами задолго до того, как появились татары.
Насчет языка. После гуннов и бараджей в наш регион мигрировали булгары, казанцы-татары и язык, конечно, стал еще более близок к татарскому, а их потомки стали называться татарами. Т.е. парал-лельно башкирам в регионе жили и живут татары. Происходит еще одна ассимиляция.
Литературный башкирский был разработан в 20-х годах XX века на основе южного диалекта, на языке юрматов и кипчаков (южный Урал).Власти, очевидно, решили взять на вооружение основы римского права: разделяй и властвуй. Раз есть Башкирская республика, то и язык должен отличаться от татарского. Совершенно не учитывалось то, что на этом языке (современном башкирском) говорит меньшинство племен. До 1924 года вся литература в Башкирии выходила на татарском языке. А говоры северных и севе­ро-западных племен не были учте­ны. (Ахмет Сулейманов, «Мифы и реализации жизни» г. Уфа 2004 г.). Поэтому в результате переписей стало меньше башкир в нашем регионе, да и в Башкирии тоже.
Татарские и башкирские филологи отмечают в языке «гайна» наличие древних элементов тюркского языка. Академик М. Закиев бардымцев связывает с парфянами. Свидетельство архаичности языка — это грубость, примитивность, же­сткое звучание по сравнению с дру-гими диалектами татарского языка. И связано это с относительной изоляцией, созданной лесами и мощным водным барьером бассейнов рек Камы и Белой. Этот факт закон-сервировал не только язык, но и генетические особенности племен послеледникового периода. Это тоже доказывает архаичность нашего племени.
Исследования P.M. Юсупова по ДНК («Башкиры-гайнинцы Пермс-кого края». г. Уфа, 2008 г.) говорят о том, что по женской линии мы потомки древних уральских (угры) и центрально-азиатских племен (гунны), а по мужской — южно
го происхождения (бараджи). Победители, прежде всего, уничтожали мужчин и детей.
Таким образом, мы, скорее все­го, башкиры, а язык тут совсем ни при чем.
Альберт АДУТОВ, педагог-ветеран.

 

 


При использовании материалов сайта обязательно указывайте ссылку. Без нее любое размещение материалов будет рассматриваться как нарушение авторских прав редакции "Тан" ("Рассвет").


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *